Грузовая революция
В МПС надеются, что новые тарифы стимулируют конкуренцию на рынке перевозок
Евгения Обухова Независимая газета 29.08.2003
Историческое событие, судьбоносный документ, революция такими эпитетами МПС наградило свое детище, новый прейскурант на грузоперевозки, который вступил в силу в минувший четверг, 28 августа. Правда, железнодорожники не устают указывать, что новые тарифы плод долгой совместной работы с Минэкономразвития, Минфином, Федеральной энергетической комиссией, а также «всеми заинтересованными организациями». Новый прейскурант разрабатывался три года, а на заседаниях рабочей группы, подчеркивает руководитель департамента грузовой и коммерческой работы МПС Юрий Косов, присутствовали компании и нефтяной, и угольной, и металлургической отраслей. «Ни одно предложение не осталось без внимания», уверял собравшихся на брифинге в день вступления прейскуранта в силу Косов.
Основная идея обновленных тарифов на перевозку грузов в том, что теперь, как убеждены в МПС, созданы условия для равной конкуренции на рынке железнодорожных перевозок, а также для частных инвестиций в эту область. Без этого обойтись было нельзя срок действия прейскуранта может затянуться и до 20 лет, а определять цену перевозок он будет уже при ОАО «РЖД».
Так, одно из «рыночных» нововведений разделение тарифа на две части. Первая плата за пользование инфраструктурой и локомотивами, которые будут в собственности будущего ОАО «РЖД», вторая часть так называемая «вагонная составляющая», то есть плата за вагоны. Она составит в среднем 15%, не зависит от класса грузов и включает в себя затраты на обслуживание и амортизацию. Иметь собственный подвижной состав теперь, полагают в МПС, будет намного выгоднее.
По некоторым классам грузов тарифы теперь снижены, по некоторым, наоборот, повышены. Например, тарифы по первому классу снижены в среднем на 4%, а по второму повышены на 3%. Перевозка угля в собственных вагонах отныне будет дешевле на 40%, кокса на 20%, железной руды на 3%. Зато перевозка сырой нефти станет дороже на 12%, а дизельного топлива и мазута на 6%. Стоимость перевозки бензина не изменилась, а вот контейнерной транспортировки поднялась на 20%. Таким образом железнодорожники надеются оставить свои доходы без изменения.
Постарались при разработке тарифов учесть и интересы малого бизнеса: теперь тарифные льготы зависят не от характера маршрута, а от количества вагонов. Кроме того, введены повышающие и понижающие коэффициенты соответственно для перевозок на короткие и дальние расстояния. Сделано это было, как объясняет Косов, для стимулирования межрегиональных отношений, и в том числе чтобы облегчить Северный завоз. Кроме того, сохраняются льготы для Калининградской области и Сахалина.
Новый прейскурант, как и разрабатываемые сейчас Правила перевозки грузов, не догма, отметил Косов, и в них возможны изменения. Правда порядок повышения цен на перевозки пока остался в новом судьбоносном документе без изменений сообщать о повышении железнодорожники обязаны за 10 дней. Понравится ли это бизнесу большой вопрос.
|