Инвестиции Бизнес от и до Экономика
Экономика и финансы
 :: Аналитика :: 
 

Интервью генерального директора ОАО «Промтрактор» Семена Млодика агентству МФД-ИнфоЦентр

Семен Геннадиевич, как Вы оцениваете текущее положение на предприятии?Каковы планы по увеличению выпуска продукции, финансовым показателям за 2003 г. в сравнении с 2002 г?

Общая картина, на мой взгляд, такова. Российское машиностроение находиться на стадии реновации, реинжениринга. Меняются подходы к управлению, особенно последние два года, происходит ломка советского отношения к управлению предприятием. Нам приходиться управлять издержками, внедрять систему менеджмента качества. На мировом же рынке тяжелой техники мы занимаем третье место после авторитетных западных производителей "Caterpillar" и "Komatsu". Мы занимаем определенную нишу и конкурируем с крупнейшими мировыми производителями тракторной техники.

Предприятие находится на подъеме, чему немало способствовали привлеченные инвестиции и кредиты на реализацию проектов. В первую очередь это касается литейного производства дочернего предприятия 'Промтрактор-Промлит' и реализация проекта 'Четра' модельного ряда нового поколения промышленных тракторов, а также организация гусеничного производства и цеха механической обработки продукции по заказу МПС.

В период 2001-2002 года Промтрактор производил ежегодно 331 единицу техники, а за 7 месяцев текущего уже собрано 127 многопрофильных тракторов различных модификаций - бульдозеров, трубоукладчиков и погрузчиков. Учитывая, что рынок промышленных тракторов достаточно насыщен, ресурс многих машин, приобретенных 5-7 лет назад, еще не выработан, замена старых машин на новые происходит не так скоро, как прогнозируют некоторые аналитики, уповая на приближающийся скачек спроса на технику.

Что касается увеличения чистой прибыли компании, то на сегодняшний день она составила 2164 тыс. руб., что на 43% больше по сравнению с аналогичным периодом 2002 года. За I полугодие выручка от реализации продукции ОАО "Промтрактор" (по оплате) составила 1216 млн руб. и более чем в полтора раза превышает выручку за аналогичный период 2002 г. - 734 млн руб. В целом по объединению, в которое входят 'Промтрактор-Промлит', 'Промтрактор-сервис', 'Промлизинг', 'Промтрактор-Интернешнл' - рост реализации продукции составил 51% до 1711 млн. руб.

Фонд оплаты труда в ОАО "Промтрактор" за I полугодие 2003 г. вырос по сравнению с I полугодием 2002 г. на 19.2%, что привело к увеличению отчислений во внебюджетные фонды Чувашской республики. В 2002 году размер финансовых отчислений 'Промтрактора' в бюджеты всех уровней составил 575 млн 927.5 тыс. рублей, в том числе в бюджет республики - 96 млн 441.2 тыс. руб. Средняя заработная плата работника предприятия динамично растет. Увеличение за I полугодие 2003 г. в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года составило 29.3 %.

Каковы планы предприятия на 2004 и последующие годы по увеличению своей доли на российском рынке, каковы планы по продвижению продукции на зарубежные рынки и рынки СНГ?

Промтрактор специализируется на промышленных тракторах 11, 15, 20, 25, 35, 50 классов тракторов, спрос на которые ограничен. К слову, мировой рынок тяжелых, т.е. выше 25 класса, тракторов составляет от 1000 до 1500 в год. Началась работа по продвижению нашей продукции тракторов марки 'Четра' - бульдозерно-рыхлительных агрегатов, трубоукладчика и погрузчика. Для этого мы, единственные из отечественных тракторостроителей, используем такой маркетинговый инструмент, как трактор-шоу, где наши водители-испытатели демонстрируют возможности техники, и одновременно развлекают участников мероприятия различными трюками с навесным оборудованием.

За счет расширения линейки машин и расширения классов выпускаемой техники завод, уже сейчас занимающий на рынке СНГ порядка 50%, а в России более 65% в классах тяжелых многопрофильных машин, планирует увеличить долю до 75% на российском рынке. На зарубежных рынках мы пытаемся достичь доли в 15-17% в своих классах машин.

Планирует ли предприятие выпуск облигаций, если да, то когда и в каком объеме?

Да, планируется. Сумма выпуска облигаций обсуждается. Но в любом случае это будет ближе к концу года.

Ваше предприятие достаточно известно и за рубежом. Планирует ли предприятие выход на зарубежные рынки капиталов - привлечение кредитов, размещение своих акций?

Да, нас знают, и уровень нашей техники признают как высокого уровня, но об уровне капитализации этого не скажешь. Лишь немногие из российских компаний размещают свои акции на западных биржах. Мы привлекаем кредиты иностранных банков, но для размещения акций мы пока еще недостаточно велики.

Планирует ли предприятие расширять сотрудничество с МПС, с компаниями ТЭКа, горнодобывающей промышленности и дорожного строительства?

С МПС 'Промтрактор' сотрудничает давно. Но особенно активно работаем с 2002 года. Проект по организации производства вагонного литья для нужд МПС идет полным ходом, в 2003 г. мы планируем отгрузить Министерству продукции более чем на 700 млн. рублей. А общий объем поставок за 10 лет составит около 1 млрд. долл.

С дорожниками у нас сложились партнерские отношения. Мы можем предоставить организации на испытание любую нашу технику, и после только когда клиент оценит ее и решит приобрести, приступаем к заключению контрактов.

Для горнодобытчиков мы организовали рабочие испытания машин 20-го и 25 и 35 классов, после чего эти машины продолжили работы будучи приобретенными нашими клиентами.

В последние годы ОАО "Промтрактор" существенно увеличило свои возможности в обеспечении потребителей машинами меньших тяговых классов. Если раньше основной продукцией были тракторы кл. 25 и 35, то в 2000 г. завод приступил к серийному выпуску трактора кл. 20, который успешно прошел испытания в г. Нерюнгри (Якутия). С 2001 г. начат выпуск трактора кл. 15, приемочные испытания которого проведены в г. Невьянске (Свердловская обл.). Эти две машины мощностью соответственно 280 и 240 л. с. призваны заполнить свободную нишу на рынке отечественных промышленных тракторов. На базе тракторов кл. 15 и 20 для предприятий ТЭКа созданы трубоукладчики номинальной грузоподъемностью 22 т - ТГ-221 и 31 т - ТГ-301. С 2001 г. трубоукладчики ТГ-221КМ в экспортном варианте комплектуются двигателем фирмы Cummins. Недавний пример признания нашей работы - победа в тендере на поставку 19 трубоукладчиков в Индию подтверждают факт, что наша техника обладает конкурентными преимуществами в категориях цена-качество и успешно конкурирует с известными производителями.

Каковы основные приоритеты в развитии компании?

Учитывая, что на крупных производствах процесс обновления требует значительного времени, руководство предприятия, сохранив кадровый инженерно-технический состав, провело анализ финансово-хозяйственной деятельности, пришло к выводу что, при усилении конкуренции, как со стороны крупных западных производителей, так и отечественных заводов тракторной техники, вопрос эффективности производства и качества выпускаемой техники требует незамедлительного решения. Увеличившийся ввоз импортной тракторной техники, в том числе и бывшей в употреблении, сказался на снижении объемов реализации 'Промтрактор'. Приходилось искать новые пути по повышению конкурентоспособности техники. В тоже время, необходимо было решать задачи по поиску стратегических инвесторов, заемных средств для погашения накопившихся долгов перед бюджетом.

Среди приоритетов развития и стабилизации положения компании на рынке являются:

  • Повышение конкурентоспособности, как на отечественном, так и зарубежном рынках;
  • Расширение модельного ряда;
  • Модернизация производства;
  • Выделение не профильных активов;
  • Реализация инвестиционных проектов.

Планирует ли компания выпуск новых моделей в ближайшие годы?

В ближайших перспективных планах объединения - создание трактора класса 9 тонн эксплуатационной мощностью 140 л.с. и весом около 16 тонн, гаммы колесных фронтальных погрузчиков, различных модификаций на их базе, и некоторые другие машины.

А вообще мы планируем разрабатывать и ставить на производство 2 новые модели в год, ближайшие 5 лет.

Планирует ли предприятие проводить модернизацию своего производства? Каковы размеры инвестиций в развитие производства в 2003-2004 гг? Планируете ли привлечение стратегического инвестора?

Мы ее уже осуществляем. Последние 2-3 года предприятие активно ведет работу в этом направлении. Модернизация производства любой компании - важный элемент реструктуризации, который оказывает прямое влияние на повышение качества выпускаемой продукции и комплектующих, а также снижает затраты по использованию сырья на единицу продукции, затраты рабочего времени и другие затраты. В ближайшие три года мы собираемся инвестировать в развитие производства не менее 20-25 млн. долларов в год. Мы планируем в нескольких крупных проектах участие соинвесторов, но не столько ради инвестиций, сколько ради технологий и их уникальных рыночных позиций.

Как Вы оцениваете ситуацию на российском тракторном рынке?

Я могу сказать только о рынке промышленных тракторов, хотя мне известна ситуация и в других сегментах тракторостроительного рынка. Размер рынка тяжелых промышленных тракторов мы оцениваем приблизительно в 150 млн. долларов. А если брать все классы промышленных тракторов, то в 400-450 млн. долларов.

Наиболее востребована наша техника в северных регионах, где ведутся горно-, нефте- и газодобывающие работы, первое место по объему покупок занимает Якутия (300 млн. руб. в год). Московский рынок составляет порядка 84 млн. руб. в год. В перспективе мы планируем занять 70% рынка Москвы, который на 32--35% состоит из импортных машин. Пока же на столичных дорогах чаше встречаются американская техника. Но я уверен, что у иностранных производителей в секторе вспомогательных машин (легкие тракторы) нет шансов, поскольку Т-11 в 25 раза дешевле западных конкурентов. И хотя он дороже российских аналогов на 30-40%, но намного опережает их по техническим характеристикам.

Каковы перспективы у предприятия после вступления России в ВТО?

На мой взгляд, в российском производстве дорожно-строительной техники со вступлением в ВТО ничего не измениться. Если изменение пошлин произойдет в пределах 5%-10%, это для нас не существенно. Более важно для нас, если курс рубля к доллару будет стабильным, тогда измениться паритет покупательской способности.

В производстве бульдозеров мы не опасаемся конкуренции с западной техникой, у нас свои достаточно веские аргументы в категории цена-качество. Это автопрому необходимо боятся ВТО, поскольку западные производители сократили до минимума ценовой разрыв с нашими машинами. В тракторостроении ситуация стабильнее и несколько легче. На запуск нового трактора требуется десятки, а в автопроме сотни миллионов. Проблема не в пошлинах на новые машины, а в защите рынка от бывших в употреблении машин - этого тракторного 'спама'.



каталог запчастей катерпиллер
поиск
   
 
курсы валют
Курс ЦБ РФ 20.07 21.07
USD 63.2746 63.4888
EUR 73.4808 73.9327
работа и вакансии
Поиск вакансий
Советы соискателю
Дистанционная работа
Работа за рубежом
Заработок в Интернет
тесты
Что думают о вас на работе
Деловая ли вы женщина
Вы и ваша работа
Деловой человек
Оценка потребности в достижении
Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать
Какое значение вы придаете деньгам
Настойчивость
Повезло ли вам с начальством
Работа не волк, в лес не убежит
Вкладчик или делец
Ваши успехи на работе
Не слишком ли много вы работаете
Забываете ли вы о работе в свободное время
IQ
Умеете ли вы обращаться с деньгами
Какой вы начальник
Способны ли вы решить свои проблемы
Верите ли вы в себя
Новости
Служба рассылки
Социологические опросы
Интернет магазин
Конструктор сайтов
Новости экономики
Новые статьи
Copyright © RIN 2004- Обратная связь