Инвестиции Бизнес от и до Экономика
Экономика и финансы
 :: Рынки :: 
 

Nestle и "СладКо" поделят шоколадный рынок

Евгения Гаврилюк
RBC daily
24.11.2003

Российские кондитеры исчерпали возможности для сильного роста, удовлетворив основной спрос населения на сладкое. Единственный сегмент, за который развернется борьба, - элитный шоколад.

На прошлой неделе на конференции 'Пищевая промышленность в России' глава российского подразделения компании Nestle Ганс Гульденберг заявил, что российский рынок кондитерских изделий к 2010 году вырастет на 15%. Прогнозируемые темпы роста являются крайне низкими и говорят о том, что рынок в значительной степени уже насыщен. В этих условиях единственным, за что еще можно побороться крупнейшим кондитерам страны, остается производство элитного шоколада - его потребление сейчас растет опережающими темпами. Причем основным фактором в данной борьбе, по оценкам специалистов, окажется не увеличение объемов производства, а создание сильной известной национальной марки. Именно это позволяет предположить, что основная борьба за российский рынок элитного шоколада развернется между компаниями Nestle и 'СладКо', которые уже сейчас ведут наиболее агрессивную маркетинговую политику.

Российский кондитерский рынок - один из самых больших в мире. По производству кондитерских изделий Россия занимает четвертое место после Великобритании, Германии и США. 'Основными производителями, на которых приходится практически 90% выпуска кондитерских изделий в России, сейчас являются 'Объединенные кондитеры' (около 30% рынка), Kraft Foods (18%), Nestle (15%), Mars (13%). По 6% имеют Cadbury и 'СладКо', - пояснил RBC daily аналитик 'Альфа-Банка' Александр Свинов. По данным Nestle, в 2002 году объем российского рынка составил 1,576 млн т, из них 732 тыс. т пришлось на бисквиты, 423 тыс. т на продукцию из сахара и 421 тыс. т на шоколад. В этом году швейцарский концерн прогнозирует рост рынка на 1,5% до 1,599 млн т, причем сегмент бисквитов вырастет до 750 тыс. т (на 2,5%), шоколада - до 434 тыс. т (на 3,1%), а производство продуктов из сахара снизится до 415 тыс. т (на 2%). Ожидается, что в дальнейшем наиболее быстрыми темпами будет расти шоколадный рынок: к 2005 году он увеличится уже на 6% - до 460 тыс. т, а в 2010 г. - на 30%, до 600 тыс. т.

Как считают эксперты, прогнозируемый Nestle рост выглядит очень скромно. 'Как и в других сегментах продовольственного рынка, на рынке кондитерских изделий сейчас наблюдается некоторое замедление темпов роста, рынок уже практически насыщен', - сказал Александр Свинов. Если еще год-два назад темпы роста кондитерского рынка России составляли порядка 10%, то сейчас оценки Nestle, в принципе, совпадают с мнением других специалистов, наиболее опимистичные оценки которых не превышают 3-6% в год. Несколько выпадающие из общего ряда показатели по рынку шоколада объясняются тем, что его потребление в России пока еще не достигло предельных показателей - пока оно на порядок ниже, чем в европейских странах. По словам Ганса Гульденберга из Nestle, если в Великобритании на одного человека приходится 10,2 кг шоколада в год, в Германии - 7,8 кг, в США - 4,5 кг, то в России - всего 2,5 кг.

При низких темпах роста российского шоколадного рынка особого преимущества на нем не сумеет получить ни одна компания. 'Кондитерский рынок в России уже поделен: на нем действуют несколько крупных компаний, имеющих большие доли в производстве готовой продукции, - сказал Александр Свинов. - И этим компаниям вряд ли стоит бороться за приходящиеся на остальных производителей 10% рынка - это очень мало'. По оценкам экспертов, доли этих компаний уже достаточно устоялись, и вряд ли на рынке что-то будет серьезно меняться - крупные производители не планируют предпринимать никаких серьезных шагов. 'На кондитерском рынке России сейчас продолжается консолидация активов, а мелкие региональные производители постепенно умирают', - добавил Александр Свинов.

Единственным, за что еще можно побороться крупным производителям, по мнению специалистов, остается производство элитного шоколада. 'Наиболее динамично сейчас развивается производство кондитерской продукции класса premium, особенно в сегменте шоколадной продукции, - сказал RBC daily аналитик ИК 'Тройка-Диалог' Андрей Иванов. - Так, у сравнительно небольшой компании 'А. Коркунов' темпы роста намного превышают средние по рынку'. Только за прошлый год доля шоколада в плитках стоимостью от 180 руб. выросла почти в три раза. Растет популярность шоколада с орехами и различными начинками, вафель в шоколаде. А наиболее перспективным сегментом рынка многие специалисты называют шоколадные конфеты класса premium (более 300 рублей за килограмм), продающиеся на вес. Вполне очевидно, что расчет российских кондитеров строится на возросшем благосостоянии российских граждан и их готовности за тот же (или более качественный) продукт платить больше. 'Реальные доходы населения сейчас растут примерно на 12% в год, - отметил Александр Свинов. - А в этих условиях потребитель может больше платить, тогда как больше есть он будет едва ли'. Уже сейчас, по оценкам Nestle, россияне тратят на сладости 2,5-3% своего дохода, что значительно больше, чем в других странах.

Сейчас в сегменте шоколада класса premium наиболее известны, пожалуй, торговая марка 'А. Коркунов', 'Конфаэль' группы компаний 'Эликом', плиточный шоколад 'Золотая марка' Nestle. Кондитеры 'СладКо' особые надежды возлагают на конфеты в коробках 'Медный всадник', 'Санкт-Петербург' и коллекционный шоколад 'Вернисаж'. По оценкам специалистов, в борьбе компаний за рынок элитного шоколада очень многое зависит от того, как компании будут позиционировать свои бренды. 'Лидером в сегменте premium может оказаться только та компания, которая сумеет создать сильный национальный бренд. Именно поддержание своей марки сейчас - главное, - отметил Андрей Иванов. В этих условиях, по всей видимости, основная борьба развернется между компаниями Nestle и 'СладКо' - именно они не только имеют соответствующие мощности для производства премиального шоколада, но и ведут наиболее агрессивную маркетинговую политику.



поиск
   
 
курсы валют
Курс ЦБ РФ 27.03 28.03
USD 92.5745 92.5919
EUR 100.4121 100.2704
работа и вакансии
Поиск вакансий
Советы соискателю
Дистанционная работа
Работа за рубежом
Заработок в Интернет
тесты
Что думают о вас на работе
Деловая ли вы женщина
Вы и ваша работа
Деловой человек
Оценка потребности в достижении
Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать
Какое значение вы придаете деньгам
Настойчивость
Повезло ли вам с начальством
Работа не волк, в лес не убежит
Вкладчик или делец
Ваши успехи на работе
Не слишком ли много вы работаете
Забываете ли вы о работе в свободное время
IQ
Умеете ли вы обращаться с деньгами
Какой вы начальник
Способны ли вы решить свои проблемы
Верите ли вы в себя
Новости
Служба рассылки
Социологические опросы
Интернет магазин
Конструктор сайтов
Новости экономики
Новые статьи
Copyright © RIN 2004- Обратная связь