В рамках состоявшегося в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова Дискуссионного клуба на тему «Федеральный бюджет РФ 2015-2017 гг. в условиях новых угроз» представители органов законодательной власти, ученые и ведущие экономисты вуза дали оценку конструкции документа и эффективности бюджетных потоков, а также определили приоритеты федерального бюджета РФ на 2015-2017 гг. В заседании Дискуссионного клуба принимали участие заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.В.Бушмин, Председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.Н.Рябухин, член Комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам Г.Кулик.
Особенностью проекта федерального бюджета на очередной финансовый год является его формирование в условиях сложной геополитической ситуации, продолжающегося снижения темпов роста российской экономики и ухудшающихся сценарных условий ее развития.
Ключевыми рисками были названы структурные риски российской экономики, отраслевая структура которой не соответствует уровню современной конкурентоспособной экономической системы, а также геополитические риски, не подлежащие управлению и контролю.
По оценкам экспертов РЭУ им. Г.В. Плеханова, структурные риски российской экономики обусловлены пассивной государственной промышленной и инвестиционной политикой последних лет, сопровождаемой усилением существующей сырьевой экономической модели и медленным переходом к значительно более эффективной инновационной, диверсифицированной модели экономического развития России. Это делает ее особенно уязвимой к воздействию циклических колебаний, волатильности мировых цен на энергоресурсы, а также экономическим ограничениям со стороны международного сообщества. Кроме того, сложившаяся модель ориентирована на постоянное увеличение непроизводительных расходов федерального бюджета, прежде всего, на содержание растущего госаппарата, финансирование преимущественно государственных структур и развитие военного комплекса, что приводит к снижению качества самого государственного управления и низкой эффективности государственных проектов. Наличие перечисленных проблем и невозможность их быстрого устранения оказывают серьезное давление на сбалансированность федерального бюджета и эффективность реализуемой посредством него финансовой политики.
Риски, возникшие вследствие геополитической напряженности, привели в текущем году к введению санкций в отношении отдельных отраслей российской экономики, что негативно отразилось на динамике развития и финансовом состоянии данных отраслей, и как следствие, на дальнейшем снижении динамики ВВП. В условиях снижения экономической активности российских и зарубежных инвесторов, высоких негативных ожиданий в следующем отчетном периоде продолжится дальнейшее сокращение инвестиций в основной капитал и его бегство за рубеж. Это создает существенный риск неисполнения доходов федерального бюджета в запланированном объеме, который основан на ускорении роста ВВП до 2,3% в 2016 году и 3% — в 2017 году за счет активизации инвестиций в основной капитал более 3%, при их фактическом падении в 2014 г. на 2,5%.
Влияние оказывают и конъюнктурные риски, прежде всего, риск дальнейшего изменения цены на нефть и риск ухудшения условий заимствований на рынке Еврозоны. Также стоит отметить инфляционные риски. В условиях высокой зависимости инфляции от ослабления обменного курса рубля, форсированные меры по подавлению инфляции могут потребовать дальнейшего роста процентных ставок и сокращения банковского кредита.
Перечисленные выше риски формируют риски исполнения самого федерального бюджета, к наиболее существенным из которых относятся:
1. исчерпание возможностей для увеличения доходных источников за счет внутренних резервов и ориентация при формировании дополнительных ресурсов на усиление налогообложения;
2. дальнейшее сокращение базы для формирования ненефтегазовых доходов федерального бюджета, вызванное снижением темпов ВВП, сокращением инвестиций в основной капитал, потребительского спроса и реально располагаемых доходов населения, что с учетом ослаблением валютного курса рубля к доллару ведет повышению нефтегазовой составляющей доходов: доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете в 2014 году составила 52,5%.;
3. фактическое сближение рассчитываемой по бюджетному правилу базовой цены на нефть с фактически прогнозируемой ($96/барр. и $100/барр. на все три года соответственно) увеличивает риск неполучения запланированных доходов в 2015 г. при набирающей обороты с июля 2014 г. тенденции к снижению рыночных цен на нефть и снижает вероятность увеличения расходов бюджета в будущие циклы;
4. ухудшение условий государственных заимствований (повышение их стоимости в виду роста премии за риск и высокой волатильности цен), в особенности внешних при одновременном сокращении поступлений от приватизации;
5. повышение рисков бюджетной неустойчивости и сокращения возможностей для модернизации экономики за счет бюджетных инвестиций и государственных займов;
6. повышение рисков невозврата бюджетных кредитов и неисполнения обязательств, обеспеченных государственными гарантиями за счет средств федерального бюджета в виду неблагоприятной внутренней конъюнктуры;
7. сохраняется риск разбалансированности нижестоящих бюджетов бюджетной системы РФ в виду устойчивого роста их долговой нагрузки и дефицитности бюджетов.
Анализ проекта федерального бюджета и основных направлений бюджетной политики на предстоящий бюджетный цикл в контексте выше указанных рисков позволил выявить десять наиболее значимых концептуальных и характерных структурных особенностей проекта федерального бюджета РФ на 2015-2017 г.г., определяющие эффективность его воздействия на социальную сферу и экономику Российской Федерации:
1. формирование проекта федерального бюджета основано на скорректированных в сторону в ухудшения сценарных условиях прогноза социально-экономического развития ввиду усиления рецессионных и геополитических рисков российской экономики;
2. снижение параметров федерального бюджета с учетом переоценки текущей макроэкономической ситуации: взятый за основу вариант прогноза предполагает снижение доходов федерального бюджета за три года на 1,5 процента, расходов- на 0,5%. Т.е. доходы будут снижаться быстрее расходов (табл. 1);
3. формирование федерального бюджета во всех трех отчетных периодах бюджетного цикла с дефицитом на уровне 0,6% ВВП: его величина в 2015 г. составит 430,7 млрд. руб. или 28,6% от дефицита бюджетной системы РФ. В целом дефицит бюджетной системы России составит в 2015 г. 1,5 трлн. руб., что является абсолютным максимумом за предыдущие годы. Из этой суммы около 67% приходится на дефицит региональных бюджетов, который с учетом трансфертов из федерального бюджета составит 0,6 трлн. руб.;
4. усиление централизующей роли федерального бюджета в бюджетной системе РФ в отношении регулирования видов и объемов расходных обязательств субъектов РФ, инструментов формирования их доходной базы, а также условий государственных (муниципальных) заимствований;
5. обеспечение сбалансированности федерального бюджета на основе бюджетного правила, ограничивающего возможности дополнительного финансирования расходов федерального бюджета и величину его дефицита: расходы сформированы, исходя из базовой цены на нефть в 96 долларов за баррель и среднегодовой стоимости в 100 долларов за баррель в 2015-2017 годах;
6. сокращение темпов роста заработной платы в бюджетной сфере в форме отказа от опережающего инфляцию роста зарплат бюджетникам, а также дальнейшее наращивание военных расходов в общих расходах федерального бюджета;
7. активизация механизмов использования средств суверенных фондов: в 2015 г. предусмотрено расходование 14 процентов средств Резервного фонда на исполнение расходных обязательств в случае сокращения запланированных доходов; в отношении Фонда национального благосостояния принято решений об использовании до 60% накопленных средств на докапитализацию государственных корпораций и финансирование инфраструктурных проектов;
8. сокращение общего объема государственных заимствований в виду ухудшения ситуации на рынке капиталов при сохранении плана внешних займов (до $7 млрд., как и в 2014 г.) и резком сокращении плана внутренних заимствований (до 280 млрд. руб. в 2015 г. при плановом объеме в предыдущем цикле в 677 млрд. руб.);
9. изъятие части доходов Фонда обязательного медицинского страхования в федеральный бюджет при одновременном повышении ставки взносов в Фонд медицинского страхования с целью перераспределения налоговой нагрузки на граждан;
10. сохранение моратория на передачу накопительной пенсии в управление управляющим компаниям и НПФ с целью экономии бюджетных расходов на трансферте Пенсионному фонду России при одновременном увеличении нераспределенных остатков средств федерального бюджета и формировании за счет них бюджетного резерва в размере 190 млрд. руб.
По мнению заведующего кафедрой Финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова В.А. Слепова, «в проекте бюджета велика доля непроизводительных расходов по отношению к ВВП, не способствующих повышению эффективности государственного сектора управления. К таким расходам относятся ассигнования на национальную оборону, доля которых в ВВП в 2015 г. повышается на 0,8 % в сравнении с 2014 г. (с 3,4 до 4,2 процентов); несмотря на замораживание до 2018 г. части расходов, ассигнования на общегосударственные вопросы, прежде всего, на содержание госаппарата, их доля в ВВП повышается с 1,4 до 1,5, процентов соответственно, при одновременном сокращении в ВВП расходов, на развитие человеческого капитала (доля расходов на образование и здравоохранение в ВВП сокращается соответственно с 0,9 до 0,8 процентов и с 0,7 до 0,5 процентов. При этом сокращение расходов на здравоохранение происходит несмотря на то, что на их финансирование из федерального бюджета дополнительно с 2015 г. направляются трансферты из бюджета ФОМС».
В целом, можно сделать вывод, что проект федерального бюджета учитывает ключевые внешние и внутренние риски на 2015 год и планируемый период 2016 год и 2017 год, но это не привело к кардинальным изменениям в структуре его доходов и расходов. Отдельные меры по повышению ненефтегазовых доходов не привели к устойчивому росту их доли в совокупных доходах; в то же время объем нефтегазовых доходов в условиях дальнейшей девальвации рубля, торможения российской экономики и приостановления их накопления в Резервном фонде будет только увеличиваться. Несмотря на отдельные маневры в составе расходной части федерального бюджета, структура самих расходов существенно не изменилась, ее приоритетные направления остались прежними: социальная политика, национальная оборона и безопасность увеличены в ущерб направлениям на развитие человеческого капитала и повышение технологичности российской экономики.
Для справки:
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) ведет свою историю с 1907 г. В настоящее время Университет имеет 33 филиала в России и странах СНГ, реализует 170 основных образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов и магистров. В Университете обучаются свыше 64 тыс. студентов, работают более 5 тыс. преподавателей.
В настоящее время Университет реализует образовательные программы по следующим направлениям: экономика, менеджмент, политология, юриспруденция, прикладная математика и информатика, бизнес-информатика, реклама и связи с общественностью, государственное и муниципальное управление, управление персоналом, торговое дело, товароведение, технологические машины и оборудование, технология продукции и организация общественного питания, туризм и гостиничное дело.
В Университете сложились и функционируют научные школы и центры, сотрудники которых активно включены в работу по решению фундаментальных и прикладных проблем социально-экономического и научно-технического развития России.