Управление маркетингом опирается на следующие принципы: перенос центрального ядра управленческих решений в звено сбыта предприятия в связи с нацеленностью на удовлетворение потребностей клиентуры; объектами изучения и влияния становится сбыт - рынок с его конъюнктурой, потребители, характеристики товара и конкуренты. Кроме того, одним из принципов деятельности по управлению предприятием и его маркетингом выступает ситуационное управление маркетингом - то есть принятие стратегических решений по мере возникновения потенциальных проблем сбыта. Как правило, менеджмент старается прогнозировать всевозможные варианты развития ситуаций на рынке и разрабатывает вероятностные стратегические решения, хотя иногда приходится реагировать на рыночные изменения в моментальном порядке.
Еще один принцип, на который опирается управление маркетингом, - непрерывный сбор информации и ее постоянная, системная обработка. Кроме того, немаловажно применение стратегии перманентного воздействия на рыночную ситуацию при полном отказе от безучастного приспособленчества к условиям рынка.
Управление маркетингом рассматривает предпринимательскую маркетинговую инициативность как единственно возможный на сегодня вид управления производством и сбытом, который состоит из непрерывной выработки идей по конкурентоспособности, скорейшему внедрению наиболее выгодных концепций, а также максимально сжатым срокам организации производства и сбыта новинок.
Необходимо отметить еще один из принципов, на которых базируется управление маркетингом, - это ориентация на завоевание на целевом рынке коммерческого первенства и стремление к достижению долгосрочного успеха.
Для реализации всех этих принципов управление маркетингом требует организации структурных подразделений по маркетингу, ведающих всеми формами маркетинговой деятельности. В задачи этих структур входит сбор и анализ информации о ситуации на рынке, о спросе на продукцию данного предприятия, подготовка и систематизация данных для принятия решений по эффективному использованию возможностей предприятия в плане производства, сбыта и финансов, воздействие на рынок в плане формирования спроса и более активного стимулирования сбыта.