Только для сильных
29.04.03
Екатерина Шохина
В течение последних нескольких лет ряд российских компаний устремился на западные фондовые рынки в поисках капитала. Взять в долг - не хитрость, первичный рынок долговых обязательств российских компаний достаточно активен. Но уже более 40 наших компаний выпустили американские депозитарные расписки (АДР), которые котируются на американских фондовых биржах. Хотя число российских IPO (первичных размещений акций) все еще можно пересчитать по пальцам.
Акции в экспортном исполнении
Многие западные инвесторы, например пенсионные и страховые компании, отраслевые инвестиционные фонды и частные лица, не имеют законодательного права покупать напрямую акции российских предприятий. Для того чтобы эти категории инвесторов могли вкладывать деньги в ценные бумаги российских предприятий, создаются депозитарные расписки, которые за рубежом представляют акции российских эмитентов.
"Программы АДР сами по себе ценны, так как они увеличивают базу акционеров и создают дополнительные возможности для привлечения иностранных инвестиций в российскую промышленность", - говорит Елена Логинова, директор депозитарного подразделения Deutsche Bank Moscow. Емкость и ликвидность российского фондового рынка крайне ограниченна, поэтому цены на акции во многих случаях устанавливаются ниже их реальной стоимости, а стало быть, занижается капитализация компании. "Компания оценивается на американской бирже выше, чем на российской. Например, анализ ряда российских региональных энергокомпаний, котирующихся в CША в форме АДР, показывает, что по таким показателям, как отношение цены акций к продажам и отношение цены акций к балансовой стоимости, оценка этих компаний в три раза превышает оценку АО-энерго, не имеющих АДР-программ", - говорит директор американской инвестиционной компании Thor Capital Group, Inc. Роман Ливсон.
Выход на западный фондовый рынок связан с большими расходами. Это и андеррайтерская комиссия, и плата за регистрацию, и оплата услуг юристов, и ежегодные взносы за листинг. Так, согласно подсчетам NASDAQ, стоимость создания АДР самого высокого, 3-го уровня с первичным размещением акций (IPO) составляет от 2 до 4 млн долларов США.
Ваш выход, господа!
Получать международный публичный статус и выходить на биржи компании стоит лишь в том случае, если она твердо представляет, зачем ей это нужно.
"Самое сложное для предприятия - выбрать правильную стратегию, правильный момент выхода на рынок и грамотно подготовить программу выхода, - отмечает Елена Логинова. - При разработке программ АДР необходимо учитывать особенности каждого промышленного сектора, каждой компании. Общих правил нет".
По мнению юриста американской юридической компании LeBoeuf, Lamb, Green & MacRae Марка Бановича, затишье на международных фондовых рынках, с одной стороны, может затруднить российским компаниям торговлю их акциями, а с другой - стать для них позитивным фактором: "Фондовые рынки США - самые глубокие в мире, и, несмотря на то что в течение последних нескольких лет был длительный период общего понижения фондовой конъюнктуры, для российских эмитентов все еще могут быть возможности привлечения капитала на этих рынках. Инвесторы, стремящиеся расширить свои портфели за счет новых выпусков, не видят достаточного количества предложений со стороны американских и европейских эмитентов на рынке и поэтому ищут новые возможности на 'развивающихся рынках', в том числе и на российском".
Интерес к российским компаниям можно проследить на примере МТС - если в июне 2000 года, в момент выхода, акция этой компании стоила 21 доллар, то сейчас стоит примерно 46 долларов, то есть выросла больше чем в два раза. Для сравнения: за этот же период стоимость паев в диверсифицированном американском паевом фонде Telecom Holdrs упала примерно на 50%.
|