Артемий Лебедев
Алла Архангельская
С Интернетом Артемий Лебедев познакомился в 1995 во время поездки в Америку. Его несомненный и стремительный успех в Сети как художника и бизнесмена, пожалуй, не имеет аналогов в России. Сочетая талант компьютерного графика с предпринимательской напористостью, Лебедев быстро занял место "дизайнера номер один" русской Сети и с тех пор не терял занятой позиции. Многочисленные слухи и скандалы, связанные с его именем, лишь способствовали росту популярности его имени. Собственно, Лебедев был первым "сетевиком", кто целенаправленно и без лицемерной скромности "конструировал" себе имя. Будучи гением рекламы, Артемий рекламировал прежде всего себя, но вместе с этим он был тем, кто фактически создал рынок веб-дизайна в России. Можно сказать, что он создал моду на профессию в компьютерной индустрии.
"По складу ума являюсь не дизайнером, а, скорее, режиссером", - охарактеризовал свои наклонности Лебедев. Действительно его деятельность в русской Сети во многом напоминает (особенно в ее начале) хорошо продуманный спектакль.
Артемий начал действовать в начале 1996 года. Преобретя авторитет в тогда еще очень маленьком русском Интернете за счет своей остроумной и симпатичной страницы, он сделал простой и гениальный коммерческий ход - учредил награду "НЖМД" (расшифровывается как "Накопитель на Жестком Магнитном Диске"), которую жаловал понравившимся ему русским сайтам. Значок "НЖМД" таким образом украсил большинство популярных страниц быстро растущего русского Интернета. Нажав "мышкой" на значок "НЖМД" читатель попадал (и сейчас попадает) на страницу Лебедева, где перечислены остальные "лауреаты". Таким образом Артемий сделал себе начальную рекламу, не вложив в нее ни копейки.
Одним из самых экстравагантных рекламных ходов Лебедева было создание "виртуального" сетевого обозревателя по имени Катя Деткина. То был конец 96-го года, когда русскую Сеть начали наводнять многочисленные "сетевые обозреватели" (по сути происходило рождение русской онлайновой журналистики). Заносчивая и весьма неуживчивая Катя не любила практически весь русский Интернет, за исключением разве что самого Артемия и его произведений. Затем случилось несчастье - Катю задавил автомобиль. Так было объявлено на ее странице. Скорбь сменилась негодованием, когда выяснилось имя катиного "родителя" и "убийцы" - Лебедева. Поступок весьма сомнительный с моральной точки зрения, но имя Лебедева после этого запомнили даже те, кто его еще никогда не слышал.
Один из недавно созданных доменов Артемия Лебедева называется "самизнаетекто". Яркий результат успешной саморекламы.
Разумеется секрет успеха Лебедева не исчерпывается его "самопромоутерской" деятельностью - профессионализм дизайнера сомнений не вызывает. Лебедев знает как сделать сайт который понравится заказчику и вместе с тем "держит марку" - берется только за респектабельные проекты, не забывая при этом уделять внимание меценатству - "общекультурные" некоммерческие сайты он делает бесплатно (theatre.ru, mdf.ru, metro.ru, aquarium.ru, vavilon.ru, kinoart.ru и пр).
В своей предпринимательской деятельности Лебедев не остановился на одном лишь сетевом дизайне. В 1997 году он основал рекламное агентство "Реклама.Ру", которое вышло на рекламный рынок со свойственной всем лебедевским акциям расчетливой агрессивностью и за небольшой срок "выдавило" с этого рынка агенство "Спутник" (первое русское агентство сетевой рекламы, основанное Леонидом Делицыным).
На сегодняшний день Лебедев - один из процветающих бизнесменов русской Сети, причем успеха он добился практически самостоятельно, не особо связываясь с корпоративными интернетовскими "монстрами", если не считать таковой связью его тесное сотрудничество с корпорацией "Нетскейт" (где он являлся одним из соучредителей). В его студии, которая, по его словам, полностью существует за счет "сетевых" заказов, сегодня работают 13 человек, и на вопрос о перспективах он отвечает, что рассчитывает расширить штат до тысячи. Глядя на темпы его карьеры можно поверить в эту цифру.
|