Если меня убьют, виноват Логинов
www.tvs.tv
27.05.2003
На прошлой неделе в эфире 'Эха Москвы' шеф думского комитета по безопасности Виктор Илюхин заявил, что к нему из Швейцарии поступило прелюбопытнейшее заявление. В бумаге, подписанной именем покойного ныне Ганыкина, идет речь о взаимоотношениях вышеозначенного Ганыкина и его партнера по компании 'Русский сахар' Владимира Логинова. Отношения, если верить автору бумаги, зашли в тупик.
'Я надеюсь, что нам удастся решить проблему путем переговоров, но если я буду похищен, убит или ранен, уведомляю, что организатором и закачиком этого может быть только г-н Логинов и его служба безопасности',
Бумага датирована 9 июля 95-го года. Ганыкин был взорван в машине 23 декабря 96-го года.
Вряд ли стоило бы выяснять сегодня, подлинная бумага или нет, если бы не одно обстоятельство. Господин Логинов сейчас возглавляет казенное предприятие 'Союзплодоимпорт'. Он является союзником новых государственннических сил и врагом частного коммерсанта Шефлера, против которого он борется за возвращение государству водочных брендов 'Столичная' и 'Московская'.
Эти марки водок в советское время принадлежали объединению 'Союзплодоимпорт'. В начале 90-х 'Союзплодоимпорт' развалился, увяз в долгах и утратил эксклюзивные права на бренды.
В 1996 году эту рухлядь и купил водочный король Шефлер.
А затем была проделана блестящая операция: Шефлер, говорят, не без посредничества Березовского, вернул компании право на водочные бренды и вскоре перепродал их компании 'Союзплодимпорт' (которая отличалось от прародителя отсутствием буквы 'о'). То есть в начале операции была компания с долгами и без брендов, а в конце - компания с брендами и без долгов.
Затем Шефлер вложил в производство и рекламу десятки миллионов долларов и впятеро увеличил объем продаж. В некоторых странах 'Столичная' и 'Московская' получили до 60% этого сегмента рынка.
А в 99-м у Шефлера начались неприятности. Что было главной причиной, уже трудно сказать. Возможно, старые производители 'Московской' и 'Столичной', которые вдруг лишились права ее разливать и побежали жаловаться своим правоохранительным крышам. Возможно, имя Березовского, оно сверкало на компании, как радиомаяк, по которому 'питерские' начали бить прямой наводкой.
Важно, что бизнес Шефлера попал в сферу интересов органов. А в России железный закон, если у бизнеса начинаются проблемы с органами, они не кончаются. Они только увеличиваются. Потому что все предлагают тебе помощь, и всем, с кем ты поговорил, ты уже должен. За знакомство.
Единственный вариант - договориться. Шефлер договариваться не стал. Он продал права на бренды западным компаниям, купил завод в Риге, и стал в Риге делать 'Столичную' для Запада. За время борьбы продажи Шефлера на Западе росли на 15-20% каждый год.
Между тем в России борьба за возвращение водочных брендов государству стала одним из знаковых моментов нового, государственного подхода к экономике. Шефлера объявили в розыск, водочные марки вернули государственной компании 'Союзплодоимпорт', а во главе ее встал Владимир Логинов.
С государством Логинов работал не первый раз. Возглавляемая Логиновым компания 'Русский сахар' не вернула государству 100 млн. дол. кредитов. В ней убили одного партнера, Ганыкина, и покушались на бывшего партнера, Ефанова. Дача убитого Ганыкина досталась министру юстиции Ковалеву, во внебюджетный фонд которого г-н Логинов пожертвовал 200 тыс. дол 'на благотворительность'.
И вот теперь бумага, якобы подписанная давно убитым Ганыкиным: если меня убьют, виноват Логинов.
У драки за водочные марки два аспекта. Первый, моральный. Г-н Шефлер, конечно, не подарочек, но неужели против него не нашлось кого выставить, кроме Логинова? Иногда кажется, что питерские государственники в силу специфики прежней работы глядят на экономику как на вражескую страну, а на назначенцев - как на агентов, на которых должен быть компромат.
Второй, экономический. Почему в результате операции по вовзврату водок марки ушли на Запад, Россия лишилась потенциальных налогов с 3 млн. декалитров водки, и приобрела сомнительные перспективы оплачивать многомиллионные иски в сотне стран, где Шефлер запатентовал водку?
Наши государственники похожи на инквизиторов: те тоже боролись против еретиков исключительно во славу господа, но так уж случалось, что в результате этой борьбы конфискованное имущество еретиков распределялось между инквизиторами.
И в этой связи интересно происхождение заявления, подписанного именем убитого партнера Логинова и датированного июлем 95-го года. Вопрос - почему оно не всплыло раньше? Есть три варианта ответа.
Вариант первый: бумага эта липовая, и сфабрикована врагами Логинова. Долго пришлось изготавливать.
Вариант второй: бумага подлинная, и враги Логинова долго ее искали.
И третий вариант, самый киношный. Предположим, что люди, назначавшие Логинова, под защитой госинтересов имели в виду пополнение некоей скрытой - ну, разумеется, для блага государства предназначенной - кассы. Но казенное предприятие 'Союзплодоимпорт' пока проигрывает западные суды, и, возможно, в таком случае Логинов не может выполнить неких финансовых обязательств. А что делают с бесполезным агентом? Правильно, его сдают, передав досье - его противникам.
|