МПС перестанет быть монополистом
Ему нужно решиться на приватизацию в целом и снижение тарифов в частности
Евгения Обухова
Независимая газета 17.06.2003
Вчера на конференции "Справедливая цена за перевозки", организованной ИД "Коммерсант", о необходимости перемен в сфере железнодорожного транспорта спорили представители власти и бизнеса. Главным объектом нападок стал новый прейскурант на грузовые железнодорожные перевозки, который должен вступить в действие 1 августа 2003 года.
Самое сильное "обвинение" - рост транспортных тарифов уменьшает ВВП. По данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, если рост тарифов составляет 10%, то из ВВП вычитается до 0,1%. А на 2004 год правительство запланировало поднять цены на железнодорожные перевозки на 12%. И это при том, что главная головная боль у правительства сейчас - выполнить поручение Путина об удвоении ВВП, и тут каждая сотая процента на счету. По мнению представителей бизнеса, вместо того чтобы перекладывать свои финансовые проблемы на плечи потребителей, МПС должно позаботиться об эффективности собственной деятельности, а для этого допустить наконец развитие конкуренции. Первым шагом должно стать резкое снижение непроизводственных издержек - сейчас МПС имеет доли в семи банках, восьми страховых компаниях, содержит на своем балансе жилые дома, больницы и т.д. Кроме того, министерство должно приватизировать свои промышленные и ремонтные предприятия, и все это при условии полной прозрачности.
Впрочем, МПС и само готово реформироваться. Замминистра путей сообщения Вадим Морозов, воодушевленный воскресной поездкой Путина по железной дороге в Санкт-Петербург, пересказал беседу президента с министром путей сообщения Фадеевым: глава государства поручил ускорить преобразования. Теперь, по словам Морозова, должны быть подготовлены ряд документов и пакет правил перевозки грузов. И второй этап реформы начнется в августе, одновременно с началом действия нового прейскуранта. Предполагается создать ОАО "Российские железные дороги", 100% акций которого будут принадлежать государству. Организации, занимающиеся пассажирскими и грузоперевозками, капитальным ремонтом, производством запчастей, проектной деятельностью, планируется выделить из его состава и передать в частные руки. Приватизация же дочерних компаний ОАО "РЖД" начнется только на третьем этапе - в 2006-2010 годах.
Новый прейскурант замминистра путей сообщения оценил как "максимально учитывающий особенности отношений между участниками перевозочного процесса" и добавил, что в разработке его принимали участие ФЭК, Минфин, МЭРТ, МАП, Минтранс.
Транспортники также напомнили недовольным новыми ценами на грузоперевозки, что за счет поступлений от них субсидируются убыточные сегодня перевозки пассажиров. Решить эту проблему и избавиться от перекрестного субсидирования пообещал зампредседателя ФЭК Иван Беседин, но не раньше 2010 года.
Впрочем, рабочая группа Госсовета занимается сейчас подготовкой новой транспортной стратегии и представит ее Госсовету уже осенью этого года. По словам главы комитета по промышленной политике Совета Федерации РФ Валентина Завадникова, предполагается, что государство должно самоустраниться из сферы железнодорожного транспорта. В таком случае цену на грузоперевозки установит рынок, что и будет самым справедливым.
|