Инвестиции Бизнес от и до Экономика
Экономика и финансы
 :: Российская экономика :: 
 

МПС изнутри создает конкуренцию в пригородном сообщении

Тимур ХИКМАТОВ
www.finiz.ru
25.07.2003

Железнодорожники надеются сократить убытки от пригородных пассажирских перевозок (в прошлом году они составили 22 млрд рублей) за счет создания конкурентной среды. МПС сообщило о первых успехах в деле создания специализированных компаний, работающих на электричках. Правда, как выяснилось, с государственными железными дорогами конкурируют акционерные компании, в которых контрольный пакет акций принадлежит самому государству.

Создание конкурентной среды вытекает из планов второго этапа реформирования МПС (2003-2005 годы), когда из открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (РЖД) выделят компании, специализированные на пригородных перевозках. Четыре такие структуры действуют уже сегодня на Западно-Сибирской дороге.

"Это только начало, реформа отрасли предполагает развитие конкуренции на рынке железнодорожных перевозок - как грузовых, так и пассажирских, - заявил вчера первый заместитель министра путей сообщения Владимир Якунин. - Первым шагом в этом направлении станет пригородный пассажирский комплекс".

На днях пресс-служба МПС распространила пресс-релиз, где говорится об успехах, достигнутых первой российской частной компанией пригородных пассажирских перевозок - ОАО "Экспресс-пригород". Сравнительный анализ данных за 6 месяцев 2003 года на маршруте Новосибирск-Омск показал, что заполняемость частной электрички достигает 90%, в то время как государственная (ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога") заполняется только на 65% при равной стоимости билетов. Как говорится в пресс-релизе, "опыт организации пригородных пассажирских перевозок - самого убыточного вида перевозок - частной компанией оказался успешным, он показывает, что создание частных пассажирских компаний, предусмотренное на втором этапе реформирования железнодорожной отрасли, может быть перспективным и прибыльным". Это утверждение вызвало удивление в ОАО "Экспресс-пригород", которое, как оказалось, вовсе не частная компания. "Мы не можем быть конкурентами с ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога", поскольку оно владеет 51%-ным пакетом акций нашей компании, - сказал "Финансовым Известиям" генеральный директор ОАО "Экспресс-пригород" Александр Кузьмин. - Трудно конкурировать и потому, что нет места для состязательности: по четным дням мы едем в Омск из Новосибирска, а "Западно-Сибирская железная дорога" - напротив, из Омска в Новосибирск. По нечетным дням ситуация обратная".

Что касается действительно частных компаний, то многие из них не уверены в том, что им позволят на равных условиях работать с создаваемой госструктурой - ОАО "РЖД". Своих вагонов у частников немного: при существующих правилах выгоднее арендовать их у МПС. В то же время наличие собственного подвижного состава вовсе не гарантирует, что операторы смогут его использовать. Достаточно вывести вагон из компьютерной базы МПС - и ездить по железным дорогам он уже не сможет (как автомобиль без номеров).

На данный момент МПС не является конкурентом для частных экспедиторов - оно скорее выполняет роль распределителя ресурсов. Тогда как ОАО "РЖД" станет именно конкурентом, изначально имеющим приоритет в доступе к своим же бывшим ресурсам. В разработанном МПС проекте постановления правительства "Об утверждении правил недискриминационного доступа перевозчиков к услугам железнодорожного транспорта" оговорено, что при рассмотрении конкурирующих равнозначных заявок на осуществление перевозок выберут ту, что поступила раньше. А кто сможет подать в ОАО "РЖД" заявку раньше, чем само ОАО "РЖД"?

Пассажирские перевозки в подавляющем большинстве случаев всегда убыточны - это общемировая практика. Одно из редких исключений - пригородные перевозки в Западной Европе, пользующиеся большой популярностью из-за высоких цен на бензин. Однако в Германии, Франции и во многих других странах социально значимые перевозки все равно дотирует государство. В нашей же стране эти расходы лягут на частных грузовых перевозчиков. "МПС признавало, что отказ от перекрестного субсидирования, принцип которого заложен и в принятом недавно Прейскуранте ? 10-01, позволил бы снизить грузовые тарифы как минимум на 15%, - говорит заместитель директора межрегиональной транспортной компании "Близнецы" Роман Денисов. - Однако в этом случае электрички и пассажирские поезда, скорее всего, вообще перестанут ходить. Если МПС планирует постепенно передавать пассажирские перевозки частным транспортным компаниям, имеет смысл начинать с коммерчески выгодных направлений - например, с южного. Но маловероятно, что МПС на это пойдет".

Скептицизм частников оправдан. На днях глава МПС Геннадий Фадеев заявил, что основным условием получения частной компанией лицензии на пассажирские перевозки будет обязательство обеспечивать не только доходные, но и нерентабельные, социально значимые перевозки. "Мы не можем отдать частникам только "престижные" рентабельные направления пассажирских перевозок, - говорит министр. - Должны быть равные условия как для новых перевозчиков, так и для ОАО "РЖД".



поиск
   
 
курсы валют
Курс ЦБ РФ 27.03 28.03
USD 92.5745 92.5919
EUR 100.4121 100.2704
работа и вакансии
Поиск вакансий
Советы соискателю
Дистанционная работа
Работа за рубежом
Заработок в Интернет
тесты
Что думают о вас на работе
Деловая ли вы женщина
Вы и ваша работа
Деловой человек
Оценка потребности в достижении
Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать
Какое значение вы придаете деньгам
Настойчивость
Повезло ли вам с начальством
Работа не волк, в лес не убежит
Вкладчик или делец
Ваши успехи на работе
Не слишком ли много вы работаете
Забываете ли вы о работе в свободное время
IQ
Умеете ли вы обращаться с деньгами
Какой вы начальник
Способны ли вы решить свои проблемы
Верите ли вы в себя
Новости
Служба рассылки
Социологические опросы
Интернет магазин
Конструктор сайтов
Новости экономики
Новые статьи
Copyright © RIN 2004- Обратная связь