Тысячи жителей Приморья, продавших свои автомобили по доверенности, стоят перед проблемой уплаты за них транспортного налога
07.08.2003
Введение этого налога перевернуло автомобильный рынок. В последние несколько лет повсеместно сложилась практика, по которой владелец машины продавал ее кому-то, не обращаясь к нотариусу, а выписывая от руки доверенность на право управления и прочее. Кроме того, тысячи старых или пострадавших в аварии автомобилей продавались на "авторазборки", без снятия учета в ГАИ. Все это происходило в частности и потому, что любое обращение в ГАИ требовало массу времени и терпения от владельца автомобиля.
Такие простые процедуры, как "снять с учета" и "поставить на учет" с получением новых номеров могли занять несколько дней. К тому же, до нынешнего года налог за автомобиль выплачивал фактический, а не номинальный владелец, он же и проходил техосмотр. Сейчас транспортный налог начисляется налоговой инспекцией и должен оплачиваться юридическим владельцем машины, человеком, на чье имя автомобиль зарегистрирован в ГАИ.
Многие приморцы, давно продавшие свои машины "по доверке" или "на запчасти" получили сейчас квитанции об уплате на них налога и не могут доказать, что им не за что платить.В районных налоговых инспекциях им говорят, что квитанции выписываются по "гаишной базе данных", и посылают в ГАИ. А в ГАИ готовы снять машину с учета, если бывший хозяин предоставит к осмотру автомобиль или его номерные знаки и документы.
Все эти нововведения и сложности привели к тому, что люди отказываются оплачивать квитанции транспортного налога. 6 августа в приморском управлении министерства по налогам и сборам прошла совместная пресс-конференция налоговиков и "гаишников" в связи с проблемами внедрения новой формы транспортного налога. По словам начальника отдела налогообложения физических лиц Алены Кирилловой за первое полугодие 2003г. налоговые органы собрали в бюджет края 107 млн руб. транспортного налога. Это меньше половины от запланированной на год суммы в 370 млн руб. И у налоговых работников нет большой уверенности, что весь налог будет уплачен. Проблема и в расчете налога. Налоговики разработали компьютерную программу, которая автоматически выписывает сумму платежа.
Но беда в том, что компьютерная база ГАИ вела учет технических характеристик автомобилей одновременно в разных показателях. Налог зависит от возраста машины и мощности ее двигателя. В полученной базе данных в этом разделе указывались лошадиные силы, или мощность в киловаттах, или только объем двигателя в кубических сантиметрах. Требуется огромная работа, чтобы унифицировать все эти данные. К тому же перевод "объема двигателя" в мощность вызывает справедливые нарекания владельцев. Машина с одним и тем же "литражом" может иметь разную мощность в зависимости от степени форсирования двигателя, наличия компрессоров или турбин. Иначе получается, что владелец роскошного и дорогого дизельного джипа "Тойота Лэндкрузер" должен платить столько же, сколько и владелец самой рядовой машины.
До последнего времени на учете в краевом ГАИ стояло 720 тыс. автомобилей. Как выяснилось, как минимум 150 тыс. из них "реально не существуют".
|