Частным железнодорожным компаниям создают невозможные условия работы с пассажирами
Тимур ХИКМАТОВ www.finiz.ru
18.08.2003
Доходы от пассажирских перевозок на железной дороге в первом полугодии выросли на 19%, однако они по-прежнему остаются убыточными. Из почти ста частных компаний-операторов лишь 5 изъявили желание возить пассажиров. Стремительного роста числа частников, как это произошло в гражданской авиации, не предвидится: чужих в свой бизнес МПС не пустит. Министерство намерено проводить жесткую лицензионную политику, чтобы основная масса пассажиров стала клиентами создаваемого 1 октября ОАО "Российские железные дороги" (РЖД).
В прошлом году российские железные дороги перевезли 1.3 млрд. пассажиров, "заработав" на этом 55 млрд. рублей убытков: 22 млрд. "привезли" пригородные электрички, а 33 млрд. - дальние пассажирские перевозки. В этом году за счет гибкого регулирования пассажирских тарифов железнодорожники намерены минимизировать эти потери. Однако о полной ликвидации убытков речи не идет. "На каждый вложенный рубль мы получаем лишь 16 копеек от продажи билетов на электрички и 60 копеек - в поездах дальнего следования", - заявил руководитель департамента пассажирских перевозок МПС Сергей Козырев.
В МПС говорят, что условия для получения лицензии на перевозку пассажиров довольно строгие. Может быть, из-за этого ажиотажа здесь пока нет. Как заявил "Финансовым Известиям" министр путей сообщения Геннадий Фадеев, основным условием получения частной компанией лицензии будет обязательство обеспечивать не только доходные, но и нерентабельные, социально значимые перевозки. "Мы не можем отдать частникам только "престижные" рентабельные направления пассажирских перевозок, - говорит министр. - Должны быть равные условия - как для новых перевозчиков, так и для ОАО "РЖД".
Наибольшим спросом у частников пользуется линия Москва - Санкт-Петербург. Но в довесок к ней в МПС предлагают приобрести маршруты в дальнем направлении, где пассажиропоток, мягко говоря, не очень высок. Частники просят, хотя бы временно, для раскрутки, освободить их от этого довеска. "Если МПС планирует постепенно передавать пассажирские перевозки частным транспортным компаниям, то имеет смысл начинать с коммерчески выгодных направлений, например южного. Но маловероятно, что МПС на это пойдет", - считает заместитель директора межрегиональной транспортной компании "Близнецы" Роман Денисов.
В Ассоциации экспедиторов России считают, что навешивать на частников расходы за социально значимые перевозки не совсем верно. Пассажирские перевозки в подавляющем большинстве случаев всегда убыточны - это общемировая практика. Одно из редких исключений - пригородные перевозки в Западной Европе, пользующиеся большой популярностью из-за высоких цен на бензин. Однако в Германии, Франции и многих других странах социально значимые перевозки все равно дотирует государство.
Желающих поучаствовать в перевозке ждет еще одно обязательное условие: вкладывание средств в приобретение подвижного состава. Это, по мнению Сергея Козырева, обезопасит отрасль от появления "компаний-одуванчиков", которые захотят прийти на рынок лишь для снятия сливок. С такой проблемой столкнулась отечественная гражданская авиация, когда сотни мелких перевозчиков, арендовав пару самолетов, приходили на линию лишь в летний период. Собрав дивиденды, они свертывали свою деятельность, оставляя расхлебывать зимние убытки "Аэрофлоту".
В МПС не теряют оптимизма в отношении частников. По мнению Сергея Козырева, у этого бизнеса есть перспективы и в пригородном направлении (в прошлом году убытки здесь составили 22 млрд. рублей). Руководитель департамента пассажирских перевозок сообщил об успехах, достигнутых первой российской частной компанией пригородных пассажирских перевозок - ОАО "Экспресс-пригород". Сравнительный анализ данных за 6 месяцев 2003 года на маршруте Новосибирск - Омск показал, что заполняемость частной электрички достигает 90%, в то время как государственная (ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога") заполняется только на 65% при равной стоимости билетов.
Такое утверждение вызвало удивление в ОАО "Экспресс-пригород", которое, как оказалось, вовсе не частная компания. "Мы не можем быть конкурентами с ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога", поскольку она владеет 51 пакетом акций нашей компании, - сказал "Финансовым Известиям" генеральный директор ОАО "Экспресс-пригород" Александр Кузьмин. - Трудно конкурировать и потому, что нет места для состязательности: по четным дням мы едем в Омск из Новосибирска, а "Западно-Сибирская железная дорога", напротив, из Омска в Новосибирск. По нечетным дням ситуация обратная".
Автомобили - почтой
Перевозка почтовых вагонов осуществляется в последнее время с нарушением требований безопасности. По словам начальника департамента пассажирских сообщений МПС РФ Сергея Козырева, вагоны грузоподъемностью 15 тонн забивают грузами до 30 тонн: часто вместо почты перевозятся автомобили и алкогольная продукция. Бизнесменам выгодно арендовать вагоны у почтовых служб, так как почтовые тарифы значительно ниже коммерческих. МПС приняло решение о перевешивании почтовых вагонов, без которого они не будут включаться в состав пассажирских поездов.
|