Бывший президент РТС Иван Тырышкин решил торговать землей и зерном
Ринат Сагдиев
Ведомости
18.09.2003
Бывший президент фондовой биржи РТС Иван Тырышкин занялся куплей-продажей подмосковной земли, а также торговлей зерном. Экс-фондовик рассчитывает, что к 2005 г. созданная им компания войдет в десятку крупнейших зерновых торговцев и пятерку производителей крупы. Участники зернового рынка считают планы профессионала фондового рынка слишком оптимистичными.
Как рассказал "Ведомостям" сам Иван Тырышкин, до февраля 2003 г. возглавлявший фондовую биржу РТС, сейчас он является совладельцем информационного агентства "Система комплексного раскрытия информации ( "СКРИН") "Эмитент", где ему принадлежат 50% акций. Сейчас НАУФОР и РТС владеют по 25% ЗАО "СКРИН". По данным Тырышкина, оборот "СКРИН" в 2003 г. составит $1,2 млн, на 2004 г. запланировано $1,6 млн. Также он является соучредителем PR-агентства InForma, Западного территориального агентства недвижимости (торгует элитными участками земли в Подмосковье) и компании "Русское зерно". Состав акционеров и оборот этих компаний не раскрываются.
Иван Тырышкин был вынужден уйти в отставку с поста президента РТС после затянувшегося конфликта с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). ФКЦБ обнаружила в отчете за IV квартал 2002 г. , что РТС нарушила постановление комиссии и не разделила сделки на адресные и безадресные, и пригрозила приостановить действие лицензии РТС.
Сразу после своей февральской отставки Тырышкин решил заняться торговлей зерном. "Я проанализировал рынки, на которые стоило обратить внимание, - зерновой, нефтяной, лесной и информационный - и выбрал первый, - говорит Тырышкин. - Он более понятен и прогнозируем, а вход на него оказался наиболее дешевым - около $3 млн". Информационный бизнес к этому моменту у него уже был. Сразу после отставки президента РТС совет директоров биржи принял решение продать Тырышкину 50% акций "СКРИН "Эмитент".
В феврале Тырышкин провел первые сделки, продав небольшие партии зерна в несколько десятков тысяч тонн в Саудовскую Аравию и Литву, после чего начал создавать собственную зерноторговую структуру. По его словам, он приобрел уже готовое ООО "Вестарта", позже перерегистрированное в ООО "Русское зерно", и пригласил опытных трейдеров из трех ведущих агрохолдингов. Оборот новой зерновой компании с февраля по апрель достиг $1 млн, после чего в компании осознали, что им необходимы собственные мощности по хранению зерна.
В июле "Русское зерно" купило у корпорации "Национальный продукт" 92% акций Урхабского комбината хлебопродуктов (Саратовская обл. ) , получив в собственность элеватор и крупнейшее в России производство пшенки. Мощность переработки зерна в пшено этого комбината составляет 36 000 т в год. По словам Тырышкина, он планирует приобрести еще 2 - 3 подобных предприятия в Саратовской и Белгородской областях, но сумму сделки и предполагаемые инвестиции не раскрывает. По его словам, все инвестиции сейчас частные - его личные и трех партнеров. Директор департамента маркетинга компании "Росхлебопродукт" (входит в АПК "Агрос") Николай Демьянов оценивает стоимость Урхабского КХП в $1 - 2,5 млн, а гендиректор зерновой компании "Разгуляй" (входит в группу "Разгуляй-УКРРОС") Алексей Иванов - в сумму до $1 млн.
В этом зерновом году, который начинается 1 июля, компания "Русское зерно" планирует выйти на оборот $15 млн, продав 100 000 т зерна, а к 2005 г. достичь оборота 500 000 т, утверждает Тырышкин. Еще он намерен через 2 - 3 года стать пятым по величине российским производителем круп.
По мнению аналитиков крупнейших зерновых компаний, краткосрочные планы Тырышкина вполне реальны, но в долгосрочной перспективе у его компании мало шансов стать крупным игроком. "Крупные компании переваливают в год по 1 млн т зерна, а один элеватор, которым сейчас владеет "Русское зерно", таких объемов не даст", - говорит Николай Демьянов.
А по словам Иванова, вход на зерновой рынок может стоить и $100 000. Этих денег хватит на то, чтобы найти хороших зерновых трейдеров и заплатить им зарплату в три раза выше, чем они получали в агрохолдингах. "Нет смысла покупать один или три КХП, - говорит Иванов. - Нужно либо иметь долгосрочную стратегию, как, например, "Агрос", и покупать несколько десятков элеваторов, мощностей, либо оставаться локальной компанией, которых на рынке очень много создается и закрывается".
|