«ЛУКОЙЛ» обосновался в Роттердаме
В конкурсе за право управлять терминалом российская компания обошла 36 конкурентов
Илья Хренников
Ведомости
02 октября 2003
Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» будет управлять бункеровочным терминалом в голландском порту Роттердам, крупнейшем портовом центре Европы. «ЛУКОЙЛ» с местным партнером FTS/Hofftrans победил на тендере 36 конкурентов, среди которых были крупнейшие нефтяные компании, и теперь рассчитывает поставлять в Роттердам свои нефтепродукты.
«ЛУКОЙЛ» можно только поздравить. Своя перевалочная база в таком стратегически важном центре, как Роттердам, это площадка, о которой мечтают нефтяники всего мира«, считает аналитик ИК»Тройка Диалог «Валерий Нестеров.
По словам пресс-секретаря управляющей компании муниципального порта Роттердам Минко Ван Хейзена, в тендере на управление бункеровочным терминалом участвовали 37 компаний, в частности Famm (бункеровочное подразделение ChevronTexaco) , BP Marine, Frisol/Petroplus, Kuweit Petroleum и др. На финальной стадии остались четыре претендента, а в итоге победил альянс компании «ЛУКОЙЛ-Бенилюкс» (торговое подразделение «ЛУКОЙЛа», созданное в 2001 г. ) и голландской FTS/Hofftrans, у которой есть 19 бункеровочных барж. Альянс получил терминал в аренду на 49 лет, гарантировав инвестиции в его развитие, объем которых не раскрывается.
Как рассказал «Ведомостям» трейдер компании «ЛУКОЙЛ-Бенилюкс» Роман Львов, роттердамские нефтетерминалы и причалы пяти НПЗ в первую очередь загружали крупные танкеры, а небольшие бункеровщики не успевали вовремя заправлять топливом суда торгового флота. Поэтому власти порта и начали искать инвестора для переоборудования в терминал заброшенной площадки с бездействующими нефтерезервуарами емкостью 40 000 куб. м. Его модернизация будет стоить не менее 10 млн евро: нужно увеличить мощности резервуаров до 125 000 куб. м и наладить заправку судов.
«Построив дополнительные резервуары, мы с ЛУКОЙЛом сможем обеспечить объемы бункеровки в 2 2,5 млн т ежегодно, т. е. занять 15 20% рынка судового топлива Роттердама», заявил «Ведомостям» директор FTS/Hofftrans Бернард Мюллер. Бункеровочный рынок Роттердама (при нынешних ценах топлива его можно оценить в $1,65 млрд) крупнейший в мире после Сингапура.
Руководитель отдела по связям с инвесторами «ЛУКОЙЛа» Геннадий Красовский говорит, что приобретение терминала в Роттердаме часть плана компании по продвижению своего брэнда на международных рынках. «Если раньше ЛУКОЙЛ-Бенилюкс торговал там нефтепродуктами, покупая их оптом на рынке и продавая мелким оптом, то теперь мы сможем выстроить полноценный down-stream. Имея собственный терминал, можно будет принимать танкеры с нефтепродуктами ЛУКОЙЛа, например, из нефтепорта Высоцк, который начнет действовать в конце ноября. И наконец, мы напрямую выходим на конечного потребителя судовладельца», поясняет Красовский.
А вот российские бункеровщики оценивают новый актив «ЛУКОЙЛа» неоднозначно. «ЛУКОЙЛ» уже освоил бункеровочные операции в Санкт-Петербурге, Мурманске и других российских портах. Естественно, крупной нефтяной компании с международными амбициями важно застолбиться в Роттердаме. Но не факт, что работать там прибыльно, там собрались все мировые нефтяные мейджоры и самая острая конкуренция, которая может быть«, говорит замдиректора крупной бункеровочной компании»Эко Феникс Холдинг «из Петербурга Владимир Грызлов. Его компания в 2000 г. купила бункеровочный терминал Альборг в Дании, и Грызлов называет этот опыт «неоднозначным», поскольку затраты на эксплуатацию терминала оказались высокими. «Козырем ЛУКОЙЛа может стать лишь то, что он приходит с собственным продуктом», добавляет он.
|