Таможенный кодекс: новые рычаги таможни
Нариман Кутлубаев Ведомости
07.10.2003
Пожалуй, нет сейчас представителей бизнеса, которые не устали бы от "административного" таможенного регулирования, таможенных барьеров, бесконечного подтверждения таможенной стоимости и согласования выпуска любой партии товаров. Интересы бизнеса, планируемое вступление России в ВТО, развитие в рамках создания единого экономического пространства на территории СНГ - все это требовало изменений таможенных правоотношений. Да и сами таможенники стали тонуть в гигантской нормативной базе ГТК России.
В многочисленных дискуссиях на тему, хорош или плох новый кодекс, сегодня принимают участие все: политики, чиновники, представители бизнеса, специалисты. Высокопоставленные представители ГТК России заявляют, что новый кодекс предполагает "не столько административное, сколько экономическое регулирование в сфере таможенного дела. Таможенникам предстоит в основном использовать экономические рычаги". Настало время, когда можно с уверенностью говорить о том, что участники таможенных правоотношений имеют реальную возможность формировать новую цивилизованную таможенную практику. Но для этого нужно понять, что нового дает кодекс N-скому российскому заводу и какие новые процедуры его ожидают, какие именно "экономические рычаги" новый кодекс предоставил N-скому таможенному посту.
Нормотворческая деятельность ГТК России традиционно вызывала много претензий. Нормативные акты ГТК давят не только своим количеством, но также непостоянством и запутанностью. Новый кодекс практически полностью ограничил право ГТК России издавать нормативные акты - все серьезные регулирующие таможенное дело документы впредь будет издавать правительство России. Можно с уверенностью сказать, что с новым кодексом всех участников таможенных правоотношений ожидает более или менее стабильное таможенное регулирование.
Самое приятное для бизнеса изменение - с 1 января 2004 г. становится возможным обжаловать противоправные действия или бездействие таможенных органов в арбитражных судах. Сегодня, прежде чем подавать заявление в арбитражный суд, необходимо обратиться с первичной жалобой в вышестоящий таможенный орган и только затем можно подавать вторичную жалобу непосредственно в арбитражный суд. В результате сроки рассмотрения жалоб достигают 4 - 6 месяцев. За это время N-ский завод может лишиться товара, разориться либо потерять с трудом завоеванных клиентов, ожидающих продукцию. Другим позитивным изменением является то, что с 1 января 2004 г. N-ский завод может оформлять свои товары в любом таможенном органе и нет необходимости просить дополнительные разрешения у начальника N-ского таможенного поста. Хотя в ряде случаев оформление товара (например, энергоносителей, подакцизной продукции) по-прежнему будет происходить на специализированных таможнях.
Кодекс предоставляет много возможностей применять упрощенные процедуры оформления, например, для тех участников внешнеторговой деятельности, которые не являются злостными нарушителями таможенных правил и осуществляют внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.
Особо хочется отметить изменения, касающиеся временного хранения товаров. Действующий кодекс обязывает хранить товары и производить таможенное оформление только на складах временного хранения, что обходится импортерам в немалые суммы. Новый кодекс разрешает хранить такие товары на собственном складе получателя, который не нужно специально оборудовать по самым строгим таможенным правилам и с использованием дорогой техники. Предельный срок временного хранения товаров увеличен до четырех месяцев.
ГТК России должен установить закрытый перечень документов, которые необходимо будет предоставлять при проведении таможенных процедур. Таким образом, таможенные органы лишаются права требовать "дополнительные" документы, что сегодня очень часто практикуется в процессе таможенного оформления.
Переходим к самому приятному этапу таможенного оформления - выпуску товаров. Всего три дня дается таможенникам на проверку, после чего товар должен быть выпущен. Более того, с новым кодексом уйдут трудности с подтверждением оплаты таможенных платежей для принятия декларации. Для выпуска товаров необходимо, чтобы денежные средства находились на положенных счетах либо были предоставлены гарантии уплаты таможенных платежей.
Регулирование таможенных режимов тоже претерпело некоторые изменения. Самые привлекательные изменения касаются экономических режимов. Таможенные режимы переработки существенно облегчают ремонт товаров, разрешено реализовывать товары с таможенного склада, предусмотрены специальные режимы для транспортных средств.
Особо хочется отметить таможенный режим временного ввоза. Для основных производственных фондов разрешено использовать временный ввоз на 34 месяца и уплачивать частично таможенные платежи в размере 3% ежемесячно. Это, наверное, самая уникальная процедура уплаты платежей: налогоплательщик уплачивает таможенные платежи в рассрочку, причем рассрочка эта беспроцентная. По истечении сроков временного ввоза товары автоматически будут признаваться выпущенными для внутреннего потребления.
Порядок уплаты таможенных платежей с 1 января 2004 г. подпадает под юрисдикцию нового Таможенного кодекса Российской Федерации. Однако налоги и пошлины будут устанавливаться в соответствии с правилами Налогового кодекса. Необходимо подчеркнуть, что новый Таможенный кодекс установил и некоторые не предусмотренные налоговым законодательством новеллы, которые можно расценивать как правовое оформление стремления исполнительной власти снизить налоговую нагрузку. Например, при определенных условиях ввоз товаров стоимостью менее 5000 руб. не будет облагаться пошлиной. Кодекс расширил перечень таможенных операций, при проведении которых может потребоваться предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей. При этом следует помнить, что обеспечительные меры регулируются нормами гражданского законодательства, где отношения участников основаны на равенстве и самостоятельности. Поэтому определение способа обеспечения потребует времени и согласования с N-ским таможенным постом.
Новый кодекс ограничивает период нахождения товаров под таможенным контролем после их выпуска. Обычный импорт таможня будет контролировать только в течение одного года после выпуска. В то же время кодекс не ограничивает срока проведения контроля после выпуска товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей.
Как бы ни был хорош новый кодекс, многие понимают, что практика его применения будет формироваться на конкретном таможенном посту. Многое будет зависеть от политики ГТК России, его "методических рекомендаций" и от целого комплекса мер, который должен осуществить ГТК, чтобы положения нового кодекса начали исполняться на местах с 1 января 2004 г. Наиболее уязвимыми с точки зрения трактовки и применения областями нового кодекса являются институт условного выпуска и контроля после выпуска товаров. Есть риск, что неоднозначные формулировки и недостаточная проработка нового кодекса на местах приведут к сложностям с реализацией представителями бизнеса своих прав. Не хотелось бы одного: чтобы бизнес был вынужден отстаивать эти права исключительно через суд. В этом случае все усилия законодателя по улучшению условий внешнеэкономической деятельности в России будут сведены на нет.
|