Реформа "Газпрома"
"Газпром" и Европа
Акции "Газпрома"
"Газпром" на внутреннем рынке
Пути реформирования "Газпрома"
Реформа "Газпрома"
Прародителем "Газпрома" стало созданное более полувека назад предприятие для эксплуатации газопровода "Саратов - Москва". С открытием и освоением в 70-е годы уникальных кладовых газа на севере Западной Сибири это заурядное предприятие разрослось в гигантское министерство, в 1989 г. преобразованное в РАО "Газпром" по инициативе тогдашнего министра газовой промышленности В. Черномырдина.
Сегодня этот концерн прокладывает трубопроводы, добывает и продает газ, проектирует, строит, ведет конверсию военных заводов, выпускает ценные бумаги, имеет собственные сельхозпредприятия и банки, владеет контрольным пакетом акций ряда СМИ. У концерна около 10 тыс. скважин, более 40 компрессорных станций, 66 установок подготовки газа, 140 тыс. км магистральных нефтепроводов, 20 заводов, свыше 30 проектно-конструкторских и научно-исследовательских организаций, более 80 подсобных хозяйств. В нем работают 362 тыс. человек.
Природный и нефтяной попутный газ в России добывают концерн "Газпром", "Норильскгазпром", "Якутгазпром" и нефтедобывающие предприятия, а экспортирует только "Газпром". Его монопольное положение определяется долей на российском газовом рынке, которая достигает 90%. За год он добывает более 550 млрд куб. м газа, из них 60% используется в России, 40% идет на экспорт.
К концу 1997 г. капитализация "Газпрома" достигла 30 млрд долларов. В среднем в месяц концерн получает 600 млн долларов (через "Газэкспорт") и 800 млн рублей (через "Межрегионгаз"). В 1998 г. он экспортировал газа на 8 млрд долларов, что на 5% меньше, чем в 1997 г. Концерн обеспечивает около 8% российского ВВП, принося четверть всех поступлений в федеральный бюджет. Убытки "Газпрома" от неплатежей по странам СНГ только за 1998 г. составили 45 млрд рублей. Накопленный долг Молдавии и Белоруссии - примерно по 220 млн долларов, Украины - 1,6 млрд. Страны Балтии оплачивают российский газ полностью и в срок.
Что определяет "Газпром" как естественную монополию? Прежде всего чрезвычайно высокая степень концентрации производственно-технологического комплекса по добыче, подготовке, а главное - транспортировке и распределению природного газа. В добыче и подготовке природного газа для дальней транспортировки участвуют крупные предприятия на базе уникальных месторождений - Медвежьего, Уренгойского и Ямбургского, доля которых превышает 70% российской газодобычи. На них пробурено и обустроено относительно небольшое количество высокопродуктивных скважин, используются эффективные комплексы по подготовке газа мощностью от 10 млрд куб. м в год и выше.
Удаленность месторождений от центров потребления газа стимулировала развитие магистральных трубопроводных систем, для которых характерна не только значительная единичная мощность (перекачка по одной нитке свыше 30 млрд куб. м в год), но и высокая стоимость прокладки, исчисляемая миллиардами долларов.
Эти факторы привели к тому, что при реформировании газовой промышленности в условиях перехода к рынку возник гигантский федеральный монополист, сохранивший организационную и технологическую целостность прежнего министерства. Это разительно отличает газовую отрасль от нефтедобывающей, где сформировалось семейство нефтяных компаний. Однако не все в "Газпроме" обусловлено природными условиями. По мнению специалистов, специфические особенности ценообразования на природный газ, сложные и непрозрачные схемы перекрестного субсидирования способствовали сохранению единства газового комплекса, но к его "естественным" факторам они не имеют отношения. Более того, именно они тормозят реструктуризацию монополии.
Указ Президента РФ "Об акционировании газовой промышленности и системы газификации" (ноябрь 1992 г.) логически завершил сохранение технологической целостности и крупной собственности в газовой отрасли: добыча и магистральный транспорт были закреплены за "Газпромом", а передача и распределение газа по сетям низкого давления и коммунально-бытовым потребителям - за АО "Росгазификация". Упразднение в 1992 г. территориальной дифференциации цен на газ облегчило "Газпрому" переход от оперативно-хозяйственного к финансово-экономическому управлению и сконцентрировало на верхнем уровне управленческой иерархии прибыль всех его предприятий.
В 1995 г. все расчеты по операциям входящих в "Газпром" предприятий были переведены в единый центр - "Газпромбанк". Для консолидации финансовых потоков, во-первых, в "Газпром" были включены подразделения, экспортирующие природный газ ("Газэкспорт"); во-вторых, только сам концерн (а не входящие в него предприятия) вправе заключать контракты с потребителями на поставки газа в объемах, превышающих 100 млн куб. м в год; в-третьих, добывающие предприятия лишили коммерческих функций (заключительным шагом стал введенный в 1995 г. запрет на реализацию ими попутных продуктов - нефти и конденсата). До этого добывающие и транспортные предприятия самостоятельно реализовывали газ, вплоть до коммерческих поставок в ближнее зарубежье. Такая консолидация значительно укрепила структуру концерна, позволила более гибко перераспределять финансовые ресурсы. С февраля 1995 г. его центральный аппарат стал единственным хозяйствующим субъектом в системе "Газпрома".
В январе 1998 г. правительство подписало новый договор с руководством "Газпрома" на трастовое управление 35% акций. Основные его положения:
- Договор может быть расторгнут правительством в одностороннем порядке при условии предупреждения о таком намерении за три месяца.
- Управляющий государственным пакетом акций не имеет права распоряжаться им (в прежнем договоре был предусмотрен безотзывный опцион на приобретение 30% акций по согласованным ценам).
- Без согласия коллегии представителей государства управляющий не вправе голосовать по вопросам изменения устава, избрания совета директоров, утверждения отчетов, проведения эмиссий.
- Снижен размер вознаграждения за доверительное управление государственным пакетом акций с 45 до 2% суммы дивидендов.
"Газпром" и Европа
По мнению западных специалистов, развитие европейского газового рынка будут определять такие направления, как регулирование на национальном уровне, появление на этом рынке новых крупных промышленных потребителей, усиление роли производителей электроэнергии, развитие сервисных компаний, облегчение доступа к газопроводам. Последнее может привести (как в США) к прямым контактам крупных потребителей и производителей газа, к возникновению консорциума мелких производителей. Как вписывается в эту схему российский газовый концерн?
В руках "Газпрома" находится четверть европейского газового рынка, что составляет примерно 5% газовых ресурсов России. Единая система газоснабжения в Европе только создается, и "Газпром" нашел в ней свою нишу, выходит непосредственно на потребителей, что существенно повышает его прибыль.
Австрия стала первой страной Западной Европы, которая получила российский газ в 1968 г. С тех пор его доля в австрийском импорте достигла 90% при ежегодных поставках около 6 млрд куб. м. Значителен удельный вес этой страны и в транзите российского газа. Только за 1997 г. через ее территорию прошло 26,2 млрд куб. м. Правда, такая "услуга" дорого обходится "Газпрому", поэтому "Газэкспорт" диверсифицировал транспортные пути: газопровод "Ямал - Европа" к границам Германии проходит через Белоруссию и Польшу.
Германия - крупнейший потребитель (с 1970 г.) российского газа в Европе. За 1973-1997 гг. она получила около 330 млрд куб. м газа через компанию "Рургаз". "Газпром" и "Рургаз" продлили несколько контрактов до 2020 г. и договорились о сотрудничестве по транзиту. До 2020 г. "Рургазу" будет поставлено около 380 млрд куб. м газа.
На территории Германии действует также компания "Вингаз" - совместное предприятие "Газпрома" (его доля 35%) и немецкой компании "Винтерсхалл". К 2010 г. "Вингаз" намерен увеличить реализацию российского газа до 20 млрд куб. м в год (15% газового рынка в Германии, сейчас - 12%). Это будет возможно за счет строительства новых трубопроводов, в частности газотранспортной сети "Ведал". Через вступивший в действие ее 320-километровый участок мощностью 11 млрд куб. м газа в год, построенный компанией "Вингаз", российский газ сможет поступать в Бельгию и государства Северной Европы. "Газпром" предложил контрагентам в Западной Европе создать единый диспетчерский центр по распределению газа, что позволило бы концерну стать европейской структурой, объединяющей производителей и потребителей газа.
Другой крупный проект "Вингаза" - строительство трубопровода "Ягал" (первоначальная мощность 28 млрд куб. м), который позволит подключиться к газопроводу "Ямал - Европа" и соединить польскую и германскую части системы. В 1999 г. "Вингаз" завершит реконструкцию хранилища газа в Редене, доведя его запасы до 4,2 млрд куб. м. Инвестиции в столь крупномасштабные проекты составляют около 6 млрд немецких марок, из них доля "Газпрома" не менее 35% за счет кредита, полученного в 1995 г. от консорциума банков, возглавляемого "Коммерцбанком". "Газпром" обладает такой финансовой мощью, что ему предоставляют займы, сопоставимые по масштабам с государственными (только в 1997 г. - более 7 млрд долларов).
Совместное российско-польское предприятие "Европолгаз", в котором доля "Газпрома" около 50%, и "АББ" заключили контракт на строительство "под ключ" двух компрессорных станций на польском участке газопровода "Ямал - Европа" на сумму 170 млн долларов. Заключено соглашение о стратегическом партнерстве с итальянской компанией "ЭНИ", предусматривающее сотрудничество в поиске и разработке месторождений углеводородного сырья в Астраханской области, развитие газовой электроэнергетики, участие "ЭНИ" в акционерном капитале "Газпрома". "Газпром" подписал 15-летний контракт на сумму 10 млрд долларов на поставку газа чешскому газотранспортному монополисту "Трансгаз", что удовлетворит потребности этой страны в газе на 75%. Всего к середине 1998 г. "Газпром" подписал контракты на продажу 2,5 трлн куб. м газа (что оценивается в 190 млрд долларов).
Большие перспективы и у поставок российского газа в Турцию, Израиль, Монголию, Китай, Южную и Северную Корею, Японию. В стратегические планы входит участие российского концерна в проектах добычи газа в Иране, которые могут принести миллиарды долларов.
Зарабатывая деньги в Европе, "Газпром" часть из них там же и оставляет - в банках и совместных предприятиях. Так, концерн имеет собственный банк в Венгрии ("АЕБ"). На его основе создан региональный клиринговый центр для расчетов за экспорт российского газа в Венгрию, Австрию, Чехию, Словакию, Румынию. "АЕБ" финансирует и российские регионы. Банк кредитует поставки автобусов в Санкт-Петербург, Ленинградскую и Саратовскую области.
Акции "Газпрома"
"Газпром" является крупнейшим акционерным обществом в России. Постоянно развивается сложная система продажи и покупки его ценных бумаг. В обращении находятся обыкновенные акции "Газпрома", американские депозитарные расписки и фьючерсы на акции, опционы на фьючерсы, векселя, государственные ценные бумаги некоторых стран СНГ, появившиеся в результате секьюритизации (перевода обязательств в форму ценных бумаг) их долгов за газ.
Таким образом, существуют два изолированных сектора обращения ценных бумаг "Газпрома" - внутренний и внешний. Первый в отличие от второго подвержен значительным ценовым колебаниям. В июле 1998 г. минимальный курс его акций равнялся 0,32 доллара, максимальный - 1,75. Руководители "Газпрома" - против объединения этих секторов, считая, что это подорвет финансовое положение концерна.
Обращение акций "Газпрома" регулируется Указом Президента РФ "О порядке обращения акций Российского акционерного общества "Газпром"" от 28 мая 1997 г. ? 529 и соответствующим постановлением правительства. Указ ограничил совокупную долю иностранных участников в уставном капитале девятью процентами. При этом акции, приобретенные иностранными участниками - резидентами до вступления в силу Указа, не учитываются в этой доле.
Если эти резиденты становятся нерезидентами, они обязаны продать принадлежащие им акции в течение трех месяцев на российском фондовом рынке. А покупать на нем ценные бумаги "Газпрома" иностранные инвесторы могут только с разрешения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Аналогичный порядок распространен на вывоз акций за пределы России. При этом "Газпром" имеет преимущественное право приобретать свои акции.
Акции "Газпрома" торгуются на организованном и неорганизованном рынках. До 1 июля 1997 г. организованный рынок функционировал на базе Российской торговой системы (РТС) и Федеральной фондовой корпорации (ФФК). После этой даты торговля в РТС прекращена, организованный рынок стал преимущественно биржевым. Сделки с акциями "Газпрома" заключаются на Московской (МФБ), Санкт-Петербургской, Сибирской и Екатеринбургской фондовых биржах.
Для реализации глобального проекта "Ямал - Европа" требуется до 2005 г. 24 млрд долларов инвестиций, на поддержание действующей системы в рабочем состоянии - еще 16 млрд. Привлечь такие средства можно в основном за счет продажи иностранцам разрешенных 9% акций. Обращение ценных бумаг "Газпрома" интегрировано в мировую финансовую систему. Влиять на поведение котировок своих акций за рубежом концерн может лишь опосредованно, стремясь удерживать их на достаточно высоком уровне. Для этого нужно, чтобы внешний и внутренний рынки оставались отделенными друг от друга.
По состоянию на февраль 1999 г. в собственности государства было 37,5% акций "Газпрома". Подготовлен законопроект "О газоснабжении РФ", авторы которого предложили приватизировать еще часть концерна, оставив в госсобственности 25% акций плюс одна.
"Газпром" на внутреннем рынке
Если проникновение на внешний рынок из-за жесткой конкуренции требует огромных усилий, то на внутреннем газовом рынке российскому монополисту пока ничего не угрожает, если не считать того, что промышленные потребители почти перестали платить за газ "живыми" деньгами. Доля денежной оплаты не превышает 15%, остальное приходится на бартер и векселя, реальная стоимость которых, учитывая плачевное положение предприятий, гораздо ниже номинальной.
Странно, но среди крупнейших неплательщиков в основном экономически благополучные регионы (Татарстан, Башкортостан, Московская, Свердловская, Самарская и Нижегородская области, Москва, Санкт-Петербург и др.). Местные власти нередко игнорируют задолженность перед "Газпромом", полагая, что он "разжирел на западных долларах", или не прочь взять проходящую в области трубу под свой контроль. В результате концерн, имея разветвленную транспортную сеть, перестает контролировать ситуацию в некоторых регионах.
Пытаясь справиться с неплатежами, руководство "Газпрома" предприняло непопулярные у борцов с монополиями шаги: стало приобретать за долги собственность неплательщиков, создавая производственный "кластер", объединяющий необходимые для деятельности газовиков предприятия. В этом отношении перспективны два направления.
Первое - приобретение акций компаний-смежников. Учитывая дороговизну западного оборудования, "Газпром" сделал ставку на национальную промышленность, например вложил крупные средства в СП "Ижорские трубные заводы". Там намечено выпускать трубы большого диаметра, импорт которых обходился в год почти в 1 млрд долларов. За потребляемое топливо и инвестиции СП будет расплачиваться с "Газпромом" своей продукцией.
Второе - приобретение конкурентоспособных промышленных потребителей газа в электроэнергетике, металлургии, агро- и нефтехимии, машиностроении.
В рамках программы сотрудничества Татарстана с "Газпромом" предприятия республики будут поставлять концерну оборудование для транспортировки газа. "КамАЗ" компенсирует долг в размере 100 млн долларов своими акциями, а "Газпром" разместит на заводе заказ по выпуску техники для газодобычи. Башкортостан передает "Газпрому" в доверительное управление находящиеся в государственной собственности пакеты акций нескольких предприятий химической и нефтяной отрасли. Адыгея предоставит в качестве залога контрольные пакеты предприятий и земли в долгосрочную аренду.
Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) в соответствии с подписанным соглашением изготовит для газовиков бульдозеры и тракторы, а также новый газодизельный двигатель. "Газпром" намерен принять участие в конкурсе на приобретение производственного комплекса этого завода. Этот проект чрезвычайно важен: если ЧТЗ прекратит существование, его не заменит ни один российский завод, поскольку больше никто не производит машины с тягловым усилием до 25 т. Закупка за рубежом аналогичной техники обойдется втрое дороже покупки ЧТЗ.
"Газпром" проявляет заинтересованность также к металлургическому производству. После дополнительной эмиссии акций орско-халиловского комбината "НОСТА" концерн станет владельцем 25% его акций. Несколько подразделений "Газпрома" планируют войти в состав компании по экспорту минеральных удобрений, создающейся на базе "Агрохимэкспорта". Проникает концерн и в ВПК, где благодаря его заказам создано 40 тыс. рабочих мест. Треть инвестиций в 1997 г. (из общей суммы в 1,7 млрд новых рублей) ушла на конверсию оборонных предприятий, освоивших выпуск промыслового и бурового оборудования.
"Газпрому" принадлежит весомая доля в капитале российских банков, а "Газпромбанк" входит в число лидеров. Его активы к 1 сентября 1998 г. превышали 16,7 млрд рублей, чистые активы по итогам 8 месяцев - 14,1 млрд, в том числе кредитные вложения - 9,9 млрд, собственный капитал - 4,2 млрд, балансовая прибыль - 216 млн.
Таким образом, "Газпром", с одной стороны, реально поддерживает отечественную промышленность и создает рабочие места, с другой - превращается в многопрофильный финансово-промышленный конгломерат с неясной формой собственности, запутанной системой взаимоотношений с федеральной властью, собственными коммерческими интересами и все более явными политическими амбициями.
Прозрачность финансового механизма "Газпрома" оставляет желать лучшего. У Счетной палаты, проверявшей его деятельность за 1995-1996 гг., имелись существенные претензии по поводу эффективности использования средств. В частности, аудиторы выявили, что долгосрочные инвестиции концерна приносили доход, не превышавший уровень инфляции, т.е. были убыточны. Высказана претензия по использованию единого фонда стабилизации и развития, средства которого не облагаются налогом на прибыль и НДС. Деньги из этого фонда должны расходоваться на поддержание и развитие мощностей по добыче и на воспроизводство материально-сырьевой базы. На деле около 60 млн рублей было потрачено на строительство жилья и примерно столько же - на проведение конференций, симпозиумов, выставок.
"Газпрому" запрещено ограничивать подачу газа многим категориям потребителей и целым регионам. Отпуская каждый второй кубометр газа бесплатно, концерн тем не менее не разоряется, хотя любая западная фирма давно прекратила бы свое существование. Причина в том, что у российского газа низкая себестоимость. Сегодня Газпром поставляет газ промышленным потребителям по цене около 17 долларов (в Европе газ стоит примерно 120-150 долларов, в США - 60-70, в Японии - свыше 200). При этом надо учесть, что 60% цены газа в России приходится на налоги. "Газпрому" на разведку, добычу и транспортировку остается лишь 8-9 долларов.
"Газпром" - один из крупнейших должников государства. По состоянию на июнь 1998 г. его недоимки составили 4,5 млрд рублей. Бесконечные войны правительства и Министерства по налогам и сборам с концерном заканчиваются тем, что он "наскребает" для бюджета некоторую сумму - и так до следующего раза. Похоже, правительство не в состоянии (или не хочет) контролировать денежные потоки внутри "Газпрома", не знает, сколько на самом деле у него средств и сколько нужно для поддержания и развития производства.
Пути реформирования "Газпрома"
Согласно "Основным положениям структурной реформы в сферах естественных монополий" реформирование "Газпрома" направлено на отделение монопольных видов деятельности (транспортировка и распределение газа) от потенциально конкурентных (добыча).
Декларируется достижение следующих целей: первая - усиление государственного регулирования транспортировки газа и создание условий для свободного доступа добывающих предприятий к распределительной сети; вторая - стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности путем привлечения иностранных и отечественных инвесторов для освоения новых месторождений; третья - развитие прямых договорных отношений между поставщиками и потребителями газа. Этому должно содействовать создание торговых компаний, которые стали бы развивать российский рынок природного газа. В 1999-2000 гг. намечено завершить обособление предприятий по транспортировке газа от добывающих и "запустить" рынок прямых договоров на его поставку.
Прообразом будущего российской газовой отрасли выбрана газовая промышленность США, где в 80-е годы транспортировка газа была отделена от добычи и распределения. Это оказалось возможным благодаря разветвленной газотранспортной сети, наличию развитых информационных и контрольных систем на всех этапах газовой цепочки в сочетании с гибкими рыночно-ориентированными ценовыми механизмами. Потребители стали покупать газ непосредственно у производителей, минуя посредников. Появление конкуренции в газовой промышленности изменило продолжительность контрактов на поставку газа и их содержание: в начале 90-х годов примерно 50% его продавалось по контрактам продолжительностью более одного года, 35% - по 30-дневным контрактам, остальное - по среднесрочным (до одного года).
В отличие от более радикальных новшеств в США на газовом рынке той или иной европейской страны одна государственная газовая компания отвечает за все операции в газовом секторе или имеются доминирующая газовая компания (в Германии - две) и несколько газораспределительных. Разные подходы в США и Европе во многом были предопределены тем, что на американском газовом рынке насчитывалось 8-10 тыс. субъектов, а на европейском - лишь несколько сотен.
По мнению авторов "Основных положений", механизм "конкуренция газовиков - низкие тарифы - снижение издержек предприятий - подъем экономики" обеспечит подъем промышленности. Подобная схема заложена также в реформирование РАО "ЕЭС России" и МПС. Однако у нее есть уязвимые стороны.
Поскольку в "Газпроме" не разделены монопольные и потенциально конкурентные виды деятельности, нет ясности в формировании затрат концерна по ним, невозможно должным образом их контролировать.
С 1 июля 1967 г. оптовые цены промышленности на газ стали устанавливать на уровне замыкающих затрат на единицу условного топлива в районе потребления. Вместе с тем они были дифференцированы внутри каждого топливопотребляющего района для перепродавцов (горгазов) и двух групп потребителей: первая - коммунально-бытовые, общественного питания и сельскохозяйственные предприятия, вторая - промышленные предприятия.
В газовой промышленности СССР оптовые цены ориентировались на худшие условия производства, т.е. на условия производства в угольной промышленности, где сохраняются наиболее высокие затраты на добычу и транспортировку угля по сравнению с затратами на добычу и транспортировку газа, мазута и нефти. Эти особенности позволяли изымать "газовую" ренту в госбюджет через включение рентных платежей в оптовые цены газодобывающих предприятий и налога с оборота, входившего в оптовые цены промышленности на газ.
Сегодня внутренние расчеты на базе единых отпускных цен в "Газпроме" построены во многом на тех же принципах. Концерн просто заменил собой органы государственного директивного планирования и управления. Единая отпускная цена газа устанавливается всем категориям потребителей по-прежнему на основе принципа рентабельного функционирования худшего производителя (в системе "Газпрома") и компенсации издержек транспортной системы. Изъятие и перераспределение "газовой" ренты происходит через транспортные тарифы, а не рентные платежи. Сверхприбыль поступает на счета концерна, минуя госбюджет.
При определении себестоимости добычи природного газа дочерние предприятия "Газпрома" учитывают только собственные затраты, без дотаций, полученных из стабилизационного фонда концерна. Это позволяет концерну удерживать оптовые (расчетные) цены газодобывающих предприятий на необоснованно низком уровне, что еще больше искажает финансовые показатели концерна.
Программа реформирования "Газпрома" предусматривает новый механизм ценообразования, согласованный с начислением и взиманием налогов, инвестиционной политикой концерна и величиной дивидендов. Цены добычи газа будут контролироваться в соответствии с антимонопольным законодательством, а отпускные формироваться так, чтобы:
- "Газпром" мог покрывать текущие издержки и получать прибыль.
- Гибкие цены и обеспечение потребителям возможности выбора условий их газоснабжения повысили его надежность.
- Цены соответствовали равновесию спроса и предложения - не возникал дефицит или избыток газа на рынке.
Условия, приводящие к "естественному" монополизму, должны регулироваться государством, а прочие - рынком. Развитие конкурентной среды в добыче газа возможно лишь при условии, что есть месторождения, перспективные для освоения. Государство как собственник природных ресурсов могло бы целенаправленно формировать эту среду на основе фонда нераспределенных участков недр. Однако в России эти возможности во многом утрачены.
Указом Президента РФ "О неотложных мерах по освоению новых крупных газовых месторождений на полуострове Ямал, в Баренцевом море и на шельфе острова Сахалин" от 1 июня 1992 г. ? 539 "Газпрому" были предоставлены права на разработку всех основных месторождений Надымского, Пуровского и Тазовского районов. Чем бы ни руководствовалось тогда правительство, подобное решение даже в перспективе не содействует развитию конкуренции в газовой отрасли. Сегодня "Газпром" имеет лицензии на разработку 92 газовых и газоконденсатных месторождений с промышленными запасами газа более 32 трлн куб. м, что равно около 66% всех запасов России и 23% мировых.
Некоторые специалисты считают, что для повышения эффективности необходимо:
- Добиться от "Газпрома" финансовой прозрачности и обоснованности ценовой и тарифной политики.
- Перейти на зональные цены по регионам и группам потребителей, а в конечном итоге - на контрактные цены.
- Отойти от принципа формирования цен на основе издержек худшего (замыкающего) производителя в рамках "Газпрома" в целом.
- Укрепить ядро концерна, состоящее из газодобывающих предприятий и магистральных газопроводов.
Реальные подвижки в реформировании "Газпрома" уже есть. Он сам ввел международную бухгалтерскую систему, так как старая советская система бухучета не позволяла отслеживать экономические показатели деятельности входящих в него организаций, к 2001 г. намерен перейти на современную автоматизированную систему управления корпоративными финансами. Концерн дает свободу своим непрофильным предприятиям - сельскохозяйственным и строительным, а газодобывающие и газотранспортные преобразует в дочерние акционерные общества.
Реформирование российских естественных монополий - одно из условий предоставления кредитов МВФ. Эксперты МВФ утверждают, что рекомендации этой организации не преследуют цель расчленить "Газпром" (отделение добычи газа от транспортировки входит в планы самого концерна), и указывают на настоятельную необходимость обеспечить прозрачность доходов концерна и его дочерних компаний и добиться уплаты всех положенных по закону налогов и рентных платежей.
Однако требование МВФ о допуске к российским газопроводам "третьих лиц" спорно. Нефтяники, добывающие газ, традиционно продают его "Газпрому". При незначительных объемах производства им не имеет смысла самостоятельно выходить на европейский рынок, а мелкие поставки там никого не интересуют. Нет и крупных независимых российских производителей, поскольку лицензии на освоение газоносных районов, как отмечалось, получил "Газпром".
Следовательно, свободный доступ к трубе нужен иностранным производителям. Самый крупный из них - Туркмения. Транзит туркменского газа через российскую территорию сейчас прекращен потому, что эту страну не устраивают выдвинутые "Газпромом" условия - продавать ему газ на границе с Россией по фиксированной цене 32 доллара за 1 тыс. куб. м или предоставлять банковские гарантии оплаты за транзит.
Но и "Газпром" не может мириться с тем, что Туркмения будет продавать с его помощью свой газ в Европе по демпинговым ценам и тем самым захватит "газпромовский" европейский рынок, завоеванный им с таким трудом. Допуск "третьих лиц" к российским газопроводам приведет к уменьшению доли российского газа на европейском (и, возможно, на внутреннем) рынке, падению мировых цен на газ, что больно ударит по российскому бюджету.
МВФ требует, чтобы "Газпрома" не поставлял газ неплательщикам и вносил налоги деньгами. Требование, казалось бы, справедливое. Но сегодня лишь 16% внутрироссийских поставок газа оплачиваются "живыми" деньгами. Отключить всех должников - значит оставить без тепла большинство предприятий и учреждений России, причемзначительная часть неплательщиков - бюджетные организации, не получившие запланированного финансирования.
"Газпром" предлагает разрешить проблему, проводя государственные закупки через него. Есть правительственные программы обеспечения военных и шахтеров жильем, под которые делаются госзаказы на строительство. Самому "Газпрому" во многих регионах (даже в Москве) за газ вместо денег предлагают квартиры. Если государство не в состоянии собрать налоги деньгами, то почему бы не разрешить "Газпрому" принимать квартиры для зачета своих налогов? Поскольку тарифы на продукцию естественной монополии и цену исполнения госзаказа определяет государство, лазеек для воровства не будет. Концерн предлагает сам выстроить цепочку исполнения госзаказа и прокредитовать газом всех ее участников.
Более того, чтобы разорвать порочный круг неплатежей, "Газпром" готов предоставить государству связанный кредит на закупку энергоносителей. Это позволит замкнуть платежи между концерном, бюджетом и бюджетополучателями в один контур. Схема кредитования выглядит так: "Газпром" кредитует Министерство финансов и эмитирует товарные газовые облигации (ТГО); Минфин на сумму кредита выкупает облигации у концерна и финансирует ими, а не деньгами, бюджетополучателей; затем "Газпром" поставляет за облигации газ, сам платит налоги деньгами и предъявляет ТГО Минфину для погашения займа.
Критики подобного рода "газовых взаимозачетов" указывают на то, что ТГО имеют черты валюты, которая будет обращаться параллельно рублю. Вместо укрепления рубля мы получим его ослабление. Кроме того, все возможные зачетные схемы исключают конкурсы (например, на квартиры для военных). Следовательно, цены госзаказов будут завышены, что еще больше увеличит дефицит бюджета.