Наши гордые дать имена
Американская компания и российские регистраторы предлагают покупать кириллические адреса для сайтов
Андрей АННЕНКОВ
Известия науки
19.11.2003
Американская компания VeriSign, крупнейший регистратор доменных имен в зонах .com и .net, вышла на рынок с новым товаром: доменными именами, в написании которых используются кириллические символы. Не исключено, что покупатели найдутся. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты опроса пользователей.
Вечно с этой кириллицей проблемы. В далекие времена, еще до пришествия поддерживающей национальные алфавиты операционной системы Windows, наши буквы располагали в стандартной кодировочной таблице аж тремя разными способами, что сплошь и рядом вело к несовместимости программного обеспечения. А еще раньше наиболее патриотичные инженеры пытались "локализовать" языки программирования, меняя импортные "do", "if-then-else" и "go to" на посконные "делать", "если-то-иначе" и, не смейтесь, "идти на". Новшество почему-то упорно не приживалось.
Теперь кириллицу теоретически можно использовать в адресной строке браузера. Универсальных решений в обеспечении этой технологии не существует, но нечто работающее уже есть. С точки зрения пользователя дело обстоит так: бесплатно устанавливается некий дополнительный софт, расширяющий возможности браузера и почтовой программы (только для MS Internet Explore и MS Outlook), после чего можно работать с именами вроде "www.русский.com" и получать почту на адрес, например, new@русский.com.
Владельцы ресурса должны предварительно зарегистрировать кириллическое имя. Не даром, разумеется, - цена услуги достигает $40. VeriSign прогнозирует к 2005 году рост числа зарегистрированных в России доменных имен до 2 млн, причем 25% из них, как с подачи своих экспертов полагают в VeriSign, будут содержать кириллицу. Очень неплохой рынок, для экспансии на котором даже не надо заботиться об увеличении выпуска продукции.
Что представляет собой предложенная технология? Модифицированный браузер (или почтовый клиент) передает в Сеть некий код, в который преобразуется кириллица, а ведающие установлением связи между узлами Интернета так называемые DNS-серверы работают как ни в чем не бывало. Казалось бы, универсальное решение. На деле нет, поскольку основные преимущества WWW - глобальность и связность - заметно страдают. Кириллический домен будет недоступен тем, кто не загрузил специальный софт или не использует программы Microsoft.
Еще более важным обстоятельством представляется неимоверная путаница, которая может возникнуть в результате смешения алфавитов в пределах одного адреса. Скажите, например, как правильно набирать адрес "РАКЕТА.net", если в вашем распоряжении обе раскладки клавиатуры, латинская и кириллическая? С точки зрения компьютера английская "пи" ни в коем случае не одно и то же, что наша "эр", но для пользователя они внешне неотличимы, как "эй" и "а", "и" и "е" etc. В этом, кстати, состоит основная причина, по которой аналогичный опыт стран с иероглифическим письмом нельзя считать подходящим в нашем случае. Есть и иные технические вопросы. Например, поддержка доменных имен третьего и последующих уровней (таких, как "новый.русский.com").
Тем не менее в марте этого года ICANN (The Internet Corporation for Assigned Names and Numbers) одобрила техническую спецификацию многоязычных доменов, которую и использовала VeriSign. Исполнительный директор Российского общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Джан Хан-Магомедов считает решение ICANN важным событием, а член правления "Консорциума многоязычных имен Интернет" (MINC) Сергей Шариков совершенно уверен в коммерческом успехе регистраторов кириллических имен.
Вице-президент VeriSign по международным связям Барт Маккей сообщил "Известиям", что его оптимистичная оценка роста спроса на имена базируется на результатах специально нанятых VeriSign аналитических компаний (методика исследования г-ну Маккею неизвестна). В настоящее время, заметим, по данным РОСНИИРОС (Российский НИИ развития общественных связей), в зоне .ru зарегистрировано не более 200 тыс. доменов. Это как минимум на два порядка меньше потенциальной емкости зоны.
Наши эксперты в отношении кириллических имен настроены весьма скептически. Продюсер сетевых проектов Герман Клименко: "Первую волну покупателей составят компании с известными торговыми марками и киберсквоттеры (спекулянты доменами. - "Известия"). Это обеспечит регистраторам приемлемый уровень доходов, но стратегические перспективы (популярность, объемы продаж) кириллических доменов крайне сомнительны". Главный редактор Lenta.Ru Антон Носик: "Торговля доменными именами - это торговля воздухом, а торговля доменными именами на национальных языках - торговля вакуумом на вес. В WWW имеет значение только качество контента, а не адрес, по которому этот контент доступен (пример - проект www.altavista.digital.com, который завоевал всемирную славу и лояльность десятков миллионов пользователей, несмотря на длинный адрес и существование у того же сервера короткого псевдонима av.com). Технология доступа к интернет-адресам, требующая установки специального клиентского софта, означает для пользователя лишние хлопоты и потенциальные проблемы совместимости. Те, кто предлагает нам эту технологию, делают расчет на людей, которые входят в Сеть, не зная латиницы, - например, на умственно отсталых детей, не усвоивших этот алфавит во втором классе на уроках арифметики. Таких, однако, среди пользователей нет и не предвидится. Но есть хроническая привычка к торговле воздухом, стремление впаривать мифические сущности. Торговля эта идет уже пять лет, и я видел не один десяток несовместимых между собой плагинов (дополнений к программному обеспечению. - "Известия") для поддержки национальных доменных имен. Это дальнейшая вавилонизация Интернета. Я понимаю бизнес-план, основанный на большом количестве лохов, и именно поэтому никогда не заведу домен лента.net. Позиция ICANN? А почему ICANN должен противодействовать, ведь в деятельности VeriSign нет ничего незаконного".
"Известия" совместно с национальной почтовой службой mail.ru опросили на сей счет пользователей Рунета. На вопрос "Считаете ли вы целесообразным создание технологий для использования кириллических доменных имен (почта.com, лента.net и т.п.)?" положительно ответили 1933 человека, "нет" выбрали 1738. Второй вопрос ("Готовы вы ли вы установить специальное программное обеспечение для работы с кириллическими доменными именами?") собрал 1094 ответа "да" и 1001 "нет".
|