"Сегодня рынок торговой недвижимости продолжает трансформироваться и адаптироваться к изменениям в отрасли. Активное развитие онлайн-ритейла и сервисов доставки, массовый переход к удаленной работе,тенденция к сокращению торговой площади, занимаемой одним арендатором, - все это стимулирует рынок меняться и оптимизировать бизнес-процессы. Так, растет потребность в магазинах формата "у дома", в результате чего спрос на торговую недвижимость перераспределяется из деловых центров в спальные районы. Большую популярность набирают торговые помещения в пешей доступности от жилой застройки, в связи с чем некоторые предприниматели принимают решение сменить имеющуюся торговую площадь на проходной или центральной улице на аналогичное помещение в тихом жилом районе, которое за счет высокой транспортной доступности и стабильного трафика будет более рентабельным.В случае смены местоположения торговой точки они часто рассматривают для себя альтернативный вариант - покупку или аренду помещений свободного назначения (ПСН). За последние годы ПСН составили серьезную конкуренцию объектам исключительно торгового назначения, - комментирует руководитель направления коммерческой недвижимости Авито Недвижимости Тимур Зайцев.
Цены и арендные ставки растут: средняя стоимость торговой недвижимости на начало декабря составила 78 361 руб./кв.м в целом по стране, что на 33% выше значений января и на 9% - аналогичных показателей год назад. Арендные ставки на Авито Недвижимости увеличись в среднем на 18% с января и на 16% год к году - до 1 000 руб./кв.м. Самые высокие цены на покупку и аренду в торговых помещений в ноябре 2021 года при этом были зафиксированы в Москве (386 447 и 3 086 руб./кв.м), Санкт-Петербурге (181 481 и 1 800 руб./кв.м) и Сочи (170 000 и 1 611 руб./кв.м). В Казани средняя стоимость торговых помещений в сегменте купли-продажи составляет 108 614 рублей за кв.м., а аренда одного кв.м. обойдется в среднем в 1 029 рублей. Подробнее - в Таблице 1.
Средняя площадь торговых объектов увеличилась: размер торговых площадей, продаваемых в России на Авито Недвижимости, по итогам ноября составил в среднем 114 кв.м, что на 9% выше аналогичных значений в январе текущего года и на 5% больше показателей ноября 2020-го. Средний метраж торговых помещений, предлагаемых в аренду, увеличился на 14% и на 7% соответственно - до 75 кв.м. Наибольшая средняя площадь торговых объектов на рынке купли-продажи была отмечена в Томске - 169 кв.м., а городом-лидером в сегменте аренды стала Москва - 100 кв.м. В Казани средняя площадь торговых объектов, выставленных на продажу, составила 109 кв.м, а помещений, сдаваемых в аренду, - 60 кв.м.
"Покупателям при наличии соответствующего бюджета зачастую выгоднее приобретать торговые помещения большего метража: их можно зонировать и одновременно сдавать нескольким арендаторам, что дает возможность увеличить среднюю арендную ставку и позволяет диверсифицировать риски - наличие одновременно нескольких арендаторов снижает вероятность убытков. При этом спрос на небольшие площади достаточно высокий, поэтому найти нового арендатора для них не составит больших проблем. В любом случае, чтобы не пропустить интересные предложения, предпринимателям при поиске коммерческих помещений не рекомендуется слишком сильно ограничивать параметр по площади - иногда выгоднее остановиться на объекте чуть большего или меньшего метража, но который оптимально подходит под задачи бизнеса или считается более выигрышным с точки зрения локации, - комментирует руководитель направления коммерческой недвижимости Авито Недвижимости Тимур Зайцев- Обычно привлекательные варианты находят своих покупателей и арендаторов в достаточно сжатые сроки, поэтому для оперативного мониторинга проверенных предложений на Авито Недвижимости можно подписаться на обновления по интересующим объектам и локациям, а также сохранять понравившиеся предложения или историю поиска в подборку".
Таблица 1. Динамика показателей на рынке купли-продажи и аренды торговых помещений, итоги ноября 2021 года, данные Авито Недвижимости
Регион
Купля-продажа
Аренда
Россия
Изменение спроса с января
Изменение спроса за год
Средняя цена, руб./кв.м
Средняя площадь
Изменение спроса с января
Изменение спроса за год
Средняя цена, руб./кв.м
Средняя площадь
8%
1%
78 361
114
1%
6%
1 000
75
Барнаул
-11%
-12%
60 000
162
7%
-3%
650
76
Брянск
4%
-28%
30 859
100
-9%
18%
600
51
Волгоград
43%
5%
45 010
134
-7%
2%
729
50
Воронеж
-24%
-27%
62 370
70
-16%
5%
813
75
Екатеринбург
37%
23%
90 000
122
25%
52%
888
96
Ижевск
1%
-26%
62 037
131
-17%
-25%
750
50
Иркутск
-18%
-6%
72 917
70
12%
14%
943
39
Казань
3%
-12%
108 614
109
-16%
-6%
1 029
60
Калининград
48%
47%
111 940
50
11%
7%
989
42
Киров
6%
-15%
35 000
116
-2%
3%
667
53
Краснодар
-7%
-14%
105 005
76
-7%
9%
1 000
80
Красноярск
18%
-15%
63 559
70
85%
72%
813
50
Москва
34%
21%
386 447
149
25%
20%
3 086
100
Нижний Новгород
-18%
5%
82 286
120
-12%
-4%
850
77
Новосибирск
22%
0%
79 612
122
8%
15%
1 269
60
Омск
47%
34%
32 000
78
-9%
-7%
750
40
Пермь
-12%
-5%
71 000
125
-14%
-19%
800
58
Ростов-на-Дону
-15%
-11%
95 455
91
-6%
10%
981
56
Рязань
2%
-7%
38 073
121
-11%
-13%
700
60
Самара
36%
13%
65 029
124
15%
34%
743
95
Санкт-Петербург
67%
31%
181 481
131
-15%
-10%
1 800
71
Саратов
-40%
-31%
52 448
137
-7%
-17%
667
75
Севастополь
49%
6%
103 333
53
-12%
-4%
1 210
36
Симферополь
-40%
-39%
76 296
65
-31%
-36%
1 000
45
Сочи
-14%
-10%
170 000
134
-20%
5%
1 611
37
Ставрополь
10%
-10%
62 838
120
5%
-9%
689
77
Томск
124%
53%
62 176
169
35%
33%
833
53
Тула
207%
72%
62 500
80
5%
-13%
900
62
Тюмень
35%
26%
76 336
110
-7%
6%
898
81
Ульяновск
12%
-12%
37 086
60
-24%
-24%
699
60
Уфа
16%
-2%
80 000
90
11%
9%
993
86
Челябинск
64%
24%
62 558
113
-8%
4%
714
99
Ярославль
-22%
4%
56 724
94
7%
-3%
789
56
* По данным Авито Недвижимости: спрос оценивается по числу запрошенных контактов продавца на платформе, которые покупатели отправили за определенный период. Под термином "запрошенные контакты" следует понимать переход по ссылке "показать номер" или "адрес электронной почты". Предложение оценивается по количеству объявлений, размещенных пользователями на платформе за отдельный период времени
Покупки в режиме онлайн Сегодня нам всем очень удобно совершать покупки
Sms-информирование Существует большое количество разнообразных видов рекламы