28 апреля 2003 г. в ДК "Химик" состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО "АНК "Башнефть".
"Башнефть" - одна из самых закрытых российских нефтяных компаний. В ее совет директоров входят только чиновники башкирского правительства и ее же менеджеры. Попытка избрать в совет директоров миноритарных акционеров компании, консолидировавших более 10% акций, закончилась скандалом.
Процедура регистрации участников собрания была организована так, что часть акционеров -юридических лиц (в основном иностранных) не успели зарегистрироваться и принять участие в собрании, длившемся около 20 минут. Председательствующий на собрании объявил о его закрытии до окончания процедуры регистрации акционеров - при том, что представители миноритарных акционеров прибыли на собрание за 45 мин. до начала регистрации.
Хотя результаты голосования еще не известны (они будут объявлены через несколько дней) можно с большой долей уверенности утверждать, что фактическое лишение миноритарных акционеров права на участие в собрании может оказать влияние на итоги голосования. На выступления записались 3 представителя миноритарных акционеров, но их фактически лишили слова.
По словам исполнительного директора Basic Element Holding Дэвида Джеованиса, кандидата в члены совета директоров "Башнефти" от миноритарных акционеров, того количества акций, которые он представлял по доверенности, должно было с лихвой хватить для его избрания. Однако, его на собрание не допустили. По словам Джеованиса, увиденное им на собрании лишний раз убедило его в необходимости присутствия в совете директоров "Башнефти" независимого директора для защиты интересов миноритарных акционеров.
Эксперт Ассоциации по защите прав инвесторов (АПИ) Игорь Репин, присутствовавший на собрании как доверенное лицо одного из членов АПИ, он получил бюллетень для голосования и был допущен в зал уже после официального закрытия собрания. Репин считает, что если акционеры захотят судиться, то у них есть шанс оспорить итоги собрания, считает Репин, поскольку допущенные нарушения, на его взгляд, являются существенными и могут подпадать под действие ст. 49 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Алекс Вильямс, второй независимый кандидат в Совет директоров "Башнефти", представляющий фонд Vostok Nafta, заявил, что "не видел такого 10 лет". По его словам, "Башнефть" явно движется против тенденции к улучшению качества корпоративного управления". "Мы с сегодняшнего дня (28 апреля) начинаем прорабатывать различные варианты различных юридических действий по защите наших прав", -заявил Алекс Вильямс.
"Башнефть" долгие годы была аутсайдером с точки зрения отношений с инвесторами, - заявил представитель ОФГ Игорь Вайн. - Это очень контрастно было продемонстрировано сегодня ее нынешним руководством. Но совершенно очевидно другое: сгенерировавшая больше $1 мрлд в течение последних 4 лет и стоящая $550 млн, сегодня компания является одним из самых наиболее привлекательных объектов для инвестиций в нефтяном секторе. Эта огромная недооцененность в конце концов будет устранена либо в результате изменения в подходах к управлению, либо в результате прихода новых собственников".
Основной акционер "Башнефти" - Башкирская топливная компания (БТК, контролируется правительством республики), владеющая 63,7% акций. Еще 2,5% акций напрямую принадлежит правительству Башкирии. По оценкам аналитиков, на свободном рынке обращаются не более 10 - 15% акций компании, остальные бумаги контролируются ее менеджментом.
"Башнефть" - компания с падающей добычей: в 1995 г. она произвела 17,7 млн т нефти, а в 2002 г. - 12 млн т. Чистая прибыль за девять месяцев 2002 г. сократилась на 59% до 3,9 млрд руб., выручка упала на 6% до 31,9 млрд рублей.