В последнее десятилетие XX века появилось много
терминов для обозначения экономических преобразований, возникших
вследствие развития и широкого применения новых технологий
- "новая экономика", "сетевая экономика", "интернет-экономика",
"информациональная экономика", "метакапитализм", "цифровая
экономика". Созданная для военных нужд, сеть интернет стала
использоваться для бизнеса. Можно дать такое определение электронного
бизнеса - это любая деловая активность, использующая возможности
интернета, преобразовывающая внутренние и внешние связи с
целью создания прибыли и использования тех возможностей рынка,
которые возникают в результате появления новых правил сетевой
экономики. Внедрение новых технологий в бизнес компании, если
это продуманное и экономически целесообразное решение, позволяет
повысить прибыль компании, снизить издержки, улучшить обслуживание
клиентов. В этом плане перед бизнесменами
лежит непаханое поле. Проведенное исследование
почти полутысячи предприятий малого бизнеса показало,
что 67% руководителей не используют интернет для ведения дел
вовсе. Обычно это происходит из-за отсутствия
средств (33%), либо навыков и техники (42%). Свои сайты в
период опроса имели 15% фирм, а использовали элементы электронной
коммерции в своей работе всего лишь 5%. Причем в них слабо
используются важнейшие практические свойства Сети, используемыми
в бизнесе:
-
всеохватность, т.е. постоянная возможность связываться со
всеми;
- повышенный спрос, т.к. каждый пользователь стремится получить
от сети новые услуги;
- "коллективизм" - сеть наиболее эффективна, когда пользователи
взаимодействуют друг с другом.
Насколько своевременно затевать разговор об электронном
бизнесе сегодня, когда средства массовой информации полны
сообщений о закрытии крупных интернет-магазинов и целых компаний?
Если анализировать всю интернет-экономику,
а не один лишь шаткий сектор dot-com-компаний, мы увидим, что
на их долю приходится лишь 9,6% всех онлайновых доходов и 15,6%
всех служащих, занятых в сфере интернета. Оказывается, большую
часть интернет-бизнеса сегодня составляют онлайновые услуги
компаний традиционной экономики.
В США сегодня в интернет-экономике
заняты 3 млн человек. Семь из десяти служащих не относятся к
техническому персоналу, а заняты в таких областях, как продажи
и маркетинг, администрирование и производство. Причем, даже
в Соединенных Штатах, по мнению директора центра исследований
электронной торговли Университета штата Техас Эндрю Уинстона,
интернет-экономика находится пока что только на первом этапе
своего развития. 90% изученных сотрудниками центра фирм не могут
организовать каналы сбыта через Интернет просто из-за отсутствия
нужных навыков.
В этом же исследовании выявлено, что 2/3 предприятий
малого бизнеса в США имеют доступ в Сеть, а половина из них
- и свой собственный сайт. Самыми распространенными причинами
выхода в Сеть является отправка электронных сообщений и проведение
простейших маркетинговых исследований. Малые предприятия начинают
участвовать и в онлайновой торговле. Половина фирм с сайтами
заявили, что получают заказы через Сеть всего несколько раз
в месяц, но еще 40% онлайновых заказов пока не получало. Малый
бизнес все еще не столь активен в электронном бизнесе, как мог
бы быть. Аналитики относят это обстоятельство к инертности,
отсутствию предложения, внутренней инфраструктуры компаний,
внешним препятствиям, а также слишком ощутимой количественной
разнице между теми компаниями, у которых просто есть сайт в
Сети и теми, кто активно занимается онлайновыми продажами. Однако,
60% компаний, имеющих сайт, планируют усилить свою интернет
активность в ближайшем будущем.
Поставщики прикладных интернет-сервисов,
операторы беспроводной связи активно поощряют компании инвестировать
в интернет-технологию. Одновременно по мере увеличения доступности
снижается цена на продукты и услуги Сети.
В итоге многие корпорации активизируют деятельность
в Сети. Сегодня это наиболее выгодно тем из них, которые работают
в сферах финансовых услуг и развлечений. Аналогичные процессы
происходят сегодня и в России. С одним преимуществом - у нас
развитием интернет-экономики активно заинтересовалось государство.