Грантодатели хотят профинансировать такой проект, который бы принес им известность и представил как вашу организацию, так и фонд в наиболее выгодном свете. Фонды не хотят финансировать организации с плохим управлением, проекты, которые не соответствуют целям и задачам фонда, а также проекты, которые сопряжены с большим финансовым, политическим или социальным риском.
Грантодатели обычно ищут проекты:
- с ясно и четко определенными целями, проблемами и задачами;
- с хорошо проработанной и исследованной темой.
Большинство грантодателей, рецензируя или просматривая заявки, делит их на три группы или стопки:
- заявки, которые следует профинансировать,
- заявки, которые не следует финансировать,
- остальные.
Эти стопки можно условно назвать - стопка "да", стопка "нет" и стопка "может быть".
Во время первого, быстрого просмотра профессиональный рецензент просматривает заглавную страницу каждой заявки и ее резюме (аннотацию проекта), чтобы определить запрашиваемый объем финансирования, цель и тему проекта, а также даты его начала и окончания.
Обычно рецензент тратит около минуты на каждую заявку во время первого просмотра (для того, чтобы быстро отделить те примерно 65 % заявок, которые наверняка попадают в группу "нет").
Приведенная ниже статистика должна продемонстрировать вам, как важно, чтобы заявка имела ясно, четко и убедительно написанные заглавную страницу и резюме:
- "нет" - 65 %;
- "может быть" - 25 %;
- "да" - 10 %.
Вы хотите быть обязательно в группе "да". В этой группе будут те организации, учреждения, деятельность которых известна грантодателю, заявки предлагающие проекты в областях совпадающих с задачами фонда, запрашиваемый объем финансирования не превышает сумм, выделяемых обычно фондом (естественно, что заявки должны быть хорошо написаны), а также заявки на проекты, которые получили уже частичное финансирование и запрашивают "недостающие" суммы (такое финансирование запрашивается тогда, когда вы хотите получить деньги в дополнение к тем, которые вы уже получили или надеетесь получить в другом фонде - оба гранта в этом случае составят сумму, необходимую для работы над проектом). Заявки в группе "да", как правило, содержат материалы исследований, демонстрирующих необходимость проведения проекта, проблему и предполагаемый результат (таким образом показывая, что была проведена подготовительная работа и предлагаемая теме проекта уже предварительно проработана).
Если ваша заявка в стопке "может быть", то это тоже неплохо для начала. Предложения от недавно появившихся или незнакомых грантодателю организаций часто оказываются в этой стопке. Помните, что невозможно получить положительный ответ на все заявки, с которыми вы обращались. Может быть вас заметят в текущем году, однако в группу "да" вы попадете лишь в следующем. Очень часто заявка попадает из стопки "может быть" в стопку "да" если она хорошо написана, тема ее отвечает задачам фонда, убедительно демонстрирует способность подающего заявку эффективно решить проблему, а объем запрашиваемого финансирования соответствует величине грантов, выделяемых фондом. Нужно помнить о том, что первоначально все предложения не прочитываются подробно, а лишь просматриваются. Поэтому титульный лист вашей заявки должен содержать заголовки, выделенные жирным шрифтом, вы должны подчеркнуть все, что является важным, т. е. вы должны привлечь внимание рецензента вашей заявки к тому, что он должен заметить в первую очередь. Например, если рецензент вынужден долго искать место в заявке, где говорится об объеме запрашиваемого финансирования, то вполне возможно, что эта информация так и не будет обнаружена. Помните, что время у тех, кто рецензирует ваши предложения ограничено; они должны находить важную информацию в вашей заявке быстро и легко.
В стопку "нет" обычно попадают заявки от организаций:
- которые уже получали финансирование в прошлом и которым теперь следует обратиться в другие фонды с просьбой о финансировании;
- в стопке "нет" находятся неопределенные или неполные заявки, авторы которых не следовали требованиям грантодателя;
- здесь же заявки на финансирование проектов в областях, которые данный фонд не финансирует;
- заявки от организаций, которые просто просят о финансовой помощи, но не определяют реальную проблему, которая будет решаться в рамках их проекта;
- заявки, в которых определена проблема, однако отсутствует подтверждение того, что эта проблема требует решения (другими словами, только организация, подавшая заявку, озабочена данной проблемой/либо данная проблема не была исследована авторами заявки);
- а также заявки, в которых объем запрашиваемого финансирования превышает обычно выделяемый по грантам.
Обычно грантодатель хочет получить ответ на вопросы:
- Чем эта организация и предлагаемый проект отличается от других?
- Что в нем особенного?
- Почему мы должен дать деньги именно этой организации?
Вы должны продемонстрировать, что в вашей организации работают высокопрофессиональные специалисты, что вы обеспечите услуги, в которых существует острая необходимость, и что у вас есть сотрудники, которые смогут выполнить проект качественно.
Для этого Вы можете показать свои преимущества, сравнив свою организацию с подобными организациями в вашем географическом регионе, вы можете продемонстрировать, как вы разрабатывали долговременную политику финансирования и развития вашей организации, и то, как ваша организация и проект соответствуют географическим, академическим и финансовым планам фонда.
Процесс поиска средств - дело сложное и долгое. И не стоит об этом забывать. Его необходимо планировать заранее. Не стоит ожидать, что вы сможете начать работу спустя неделю после подачи заявки. Результаты редко появляются быстро. Поиск средств необходимо начинать задолго до того, как эти средства понадобятся и будут использованы, чтобы обеспечить их наличие тогда, когда они более всего нужны.
ФОНДЫ. Сначала исследуйте ваш город или регион. В России практически в каждом регионе можно встретить некоторое количество фондов. Наиболее разветвленную сеть имеют в России Фонд "Евразия" и Институт "Открытое общество". Если в фонд вы можете зайти сами, то сделайте это, предварительно позвонив туда и договорившись о возможности прихода. Попросите в фонде формы заявок и требования, к ним предъявляемые, ежегодные отчеты и печатные издания фонда (все это, как правило, имеется в фонде и предоставляется бесплатно). Спросите в фонде о их приоритетных областях, а также поинтересуйтесь о других известных им фондах и попросите их координаты. Если вы не можете подъехать в фонд, то пошлите туда письмо или сделайте запрос по факсу, обязательно указав свои данные (адрес, телефон, факс, электронная почта). Фонд, как правило, обязательно вам ответит, но на это может уйти некоторое количество времени. Всегда начинайте поиск средств с фондов, организаций и учреждений, которые вы хорошо знаете или которые вам порекомендовали. Старайтесь получить у них максимально возможную информацию. Не стесняйтесь, так как фонды не "акулы капитализма", которых не трогают ваши проблемы, а наоборот - это организации, созданные специально, чтобы помогать. Помните, организации, работающие в одной сфере, всегда имеют информацию друг о друге. Часто одна организация получает средства от другой, часто они работают вместе над реализацией совместных проектов. Вам лишь необходимо узнать, кто грантодатель и где он находится.
МИНИСТЕРСТВА. После исследования ситуации с потенциальными грантодателями в вашем регионе целесообразно расширить свои знания о них. Для этого вам придется выходить на национальный и даже международный уровень. Обратитесь в министерства, там можно найти подробную информацию по интересующему вас вопросу. Информация о фондах должна иметься в Министерстве общего и профессионального образования, Министерстве иностранных дел, Министерстве внутренних дел. Министерстве здравоохранения. Фонды, действующие в России, обязательно должны зарегистрироваться в этих министерствах. Эта информация не является конфиденциальной в доступна. Поэтому попросите у служащего информационного отдела список фондов.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. В представительствах, консульствах и посольствах иностранных государств в России также имеется обширная и достаточно полная информация о фондах и различных донорах, их приоритетах, проектах, программах и грантах. Обзвоните эти учреждения. В них часто имеются библиотеки, культурные центры, читальные залы и помещения для работы научно - исследовательского характера. Поэтому данную возможность тоже имеет смысл использовать. Если возникает необходимость в консультации, вы можете обратиться к атташе по культуре, работникам отделов: информации, по связям с общественностью, исследовательскому, библиотечному.
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ. В Москве в рамках Европейской программы взаимодействия действует Charities Aid Foundation (CAF), предоставляющий различный спектр услуг для некоммерческих организаций: библиотека, в том числе и по фондам; семинары и консультации по юридическим вопросам, фандрайзингу, связям с общественностью для некоммерческих организаций, раздача методической литературы по вопросам деятельности некоммерческих организаций. Также в Москве при Ассоциации негосударственных образовательных учреждений действует и наш Финансово - консультационный Центр. Мы имеем библиотеку по фондам, работающим в нашей стране и за рубежом, оказываем консультации в оформлении документов по фандрайзингу и написанию заявок в конкретные фонды, помогаем в оформлении документов для подачи в фонд, проводим семинары по сбору средств. Основными нашими клиентами являются образовательные учреждения по всей России (не только негосударственные, но и государственные), региональные управления образованием. Нашим новым направлением работы в данный момент становится юридический и налогово - правовой консалтинг для негосударственных образовательных учреждений. Специалисты Центра дают консультации не только при личном контакте, но и по любому удобному для вас виду связи (телефон, почта, факс, электронная почта и т. д.).
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. Другим полезным источником информации о фондах и программах финансирования могут стать международные правительственные организации ООН, Европейский Союз (ЕС), Совет Европы (СЕ), ЮНЕСКО, US AID, USIA и др., ряд из которых имеют представительства & России. Здесь также знают о фондах очень много, а некоторые, как, например, ЕС, имеют в России свои грантовые программы не только для государственных органов и крупных организаций, но и для некрупных организаций и проектов (например программа микропроектов ТАСИС Бистро).
БИБЛИОТЕКИ. Если у вас есть возможность посетить крупные библиотеки США, Франции и Германии, Великобритании, то там вы значительно сможете обогатить свои знания о фондах. В этих библиотеках имеется компьютерная система поиска и, используя следующие ключевые слова: Фонды, Филантропия, Образование, Финансирование, Сбор средств, Гранты, Финансовая помощь и т. д., вы сможете найти интересующую Вас информацию. Многие библиотеки даже сами становятся консультационными центрами по фандрайзингу.
ЦЕНТРЫ ФОНДОВ. Если у вас терпит время, то можно связаться с крупнейшими в мире центрами фондов по адресам:
I. Foundation Center 79 Fifth Avenue at 16 Street New York, NY 10003 US Tel: (212) 620 - 6230. Fax:(212) 691 - 1828.
Служба содержит библиотеки и базы данных, выпускает справочники. Наиболее известный из справочников FC это Foundation Directory, в котором ежегодно публикуется информация о 5000 фондах США.
Служба имеет возможность высылки по почте этого справочника, как и ряда других, по вашему запросу. Обращение в FC на английском языке.
2. European Foundation Center The New Europe Conference 51 rue de la Concorde B - 1350 Brussels, Belgium Tel: (32) 2512 - 89 - 38. Fax: (32) 2512 - 32 - 65.
Служба, аналогичная FC, предоставляющая информацию по европейским фондам. Обращение в EFC на английском и французском языках.
INTERNET. Большую услугу по сбору информации о фондах может оказать Internet. Практически каждый уважающий себя фонд имеет web - страницу, где о Фонде можно узнать практически все от истории создания и учредителей до новейших программ и форме заявки конкретного типа проекта. Поэтому старайтесь узнавать, помимо общей информации о фонде также и его адрес в Internet и адрес электронной почты, которая при наличии необходимого оборудования упростит вам процедуру общения с фондом, находящимся далеко. Единственной трудностью на этом пути может встать только не владение иностранным языком (так как далеко не все фонды "говорят в Internet" по - русски) и отсутствие необходимых технических средств. Узнайте о центрах открытого доступа в Internet (если у Вас его нет) в Вашем регионе. Вы сможете пользоваться базами данных ЕС (ДИАЛОГ, ОРБИТ, ДАИАЛКОМ л др.), использовать информационные источники Библиотеки Конгресса США и многих других организаций.
|