Инвестиции Бизнес от и до Экономика
Экономика и финансы
 :: :: 
 

Концепция создания СРО профессиональных арбитражных управляющих

В связи с принятием новой редакции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (№ 127-ФЗ от 26 октября 2002г.) по инициативе ФСФО России и Российской Гильдии профессиональных арбитражных управляющих (РГПАУ) - решение Совета Партнерства от 14 августа 2002 года - развернута дискуссия о принципах создания саморегулируемых организаций (СРО) профессиональных арбитражных управляющих.

Инициативная группа сотрудников РГПАУ разработала концепцию Российской СРО как вертикально интегрированной организации, объединяющей регионы России и работающей на принципах, стимулирующих членов СРО осуществлять процедуры банкротства строго в рамках действующего законодательства (см. принципы работы Представительств).

Структура.

Организационно-правовая форма СРО - некоммерческое партнерство с центральным аппаратом в Москве, Филиалами в федеральных округах и Представительствами в регионах России. Закон предоставляет СРО право представлять интересы своих членов в отношениях с органами власти всех уровней (ФЗ - 127, ст.22п.1). Наличие Центральных органов управления в Москве облегчает арбитражным управляющим, работающим в регионах, решение политико - экономических вопросов, особенно на крупных и социально - значимых предприятиях. Поэтому, такая вертикальная схема построения СРО кажется наиболее эффективной. Кроме того, Центр, по сравнению с регионом, имеет намного больше возможностей реализовать положение ст.22 п.1 ФЗ-127 об обжаловании в судебном порядке действия органов власти, нарушающие права членов СРО.

Органы управления.

Высший орган управления - Общее собрание членов СРО. К исключительной компетенции Общего собрания относятся ключевые вопросы деятельности СРО, в т.ч. определение основных направлений работы, избрание законодательных и исполнительных органов СРО.

В промежутках между Общими собраниями руководство осуществляет постоянно действующий Коллегиальный орган управления численностью не менее семи человек во главе с Председателем. Компетенция этого органа описана в ст.21п.4 ФЗ-127.

Исполнительные органы СРО имеют следующую вертикальную структуру: единоличный исполнительный орган - Президент, руководители Филиалов (по округам), руководители Представительств (по регионам).

Принципы работы Представительств.

В основе работы Представительств лежит идея создания компактной, мобильной, многофункциональной, взаимозависимой группы профессионалов, объединенных реальным (неформальным) региональным лидером.

Представительство должно быть компактным: 10-30 человек. Это то количество арбитражных управляющих, которое, при относительно равном уровне загрузки внутри группы, способно решать макроэкономические задачи путем применения механизма банкротства на уровне региона. Идея создания в регионе самостоятельного СРО численностью 100 арбитражных управляющих и более несостоятельна по причине невозможности адекватно обеспечить их объемами работ. Мобильность Представительства подразумевает готовность его членов работать не только в своем регионе.

Многофункциональность Представительства подразумевает, что его необходимо формировать из специалистов разного профиля, способных выполнять задачи в разных отраслях экономики. Взаимозависимость членов Представительства означает:

  • принятие всеми членами Представительства единых формализованных правил этики и взаимных отношений;
  • финансовую субсидиарную ответственность членов регионального Представительства при наступлении страхового случая по вине члена Представительства. Эта ответственность должна быть закреплена внутренними документами;
  • финансовую независимость региональных Представительств друг от друга, основанную на межрегиональных соглашениях между Представительствами.

Исходя из этого, каждый член СРО будет заинтересован обеспечить информационную открытость своих процедур, а также осознанно и добровольно участвовать в процессах самоконтроля, контроля деятельности своих коллег путем постоянного мониторинга реализуемых арбитражными управляющими процедур. Вследствие чего:

  • будет сведена к минимуму возможность наступления страхового случая;
  • арбитражный управляющий при реализации процедуры банкротства сам будет заинтересован строго действовать в рамках закона;
  • Представительство предпримет все возможные усилия, чтобы не допустить нарушений закона отдельными его членами.

При формировании Представительства необходимо учитывать характеристики - требования, предъявляемые к его членам:

  • опыт работы в качестве арбитражного управляющего (количество процедур, качество их выполнения, жалобы и т.д.);
  • в каких отраслях экономики арбитражный управляющий наиболее компетентен;
  • реальный стаж руководящей работы и каковы результаты этой работы. Необходимо дифференцированно подходить к этому фактору, потому что опыт руководства предприятием с количеством работников 10 и 1000 человек качественно различен;
  • какую реальную сумму, в случае наступления страхового случая, способен выплатить каждый член Представительства (при условии заключения внутри Представительства договора о субсидиарной ответственности);
  • общий уровень образования и эрудиции;
  • насколько одинаково понимаются нормы этики и морали;
  • в какой степени признаются правила, установленные нормативными документами СРО.

Члены СРО, исходя из необходимости создания идеологически и профессионально единой среды, активно участвуют в процессе обучения управляющих: формировании программ обучения, преподавании, анализе и систематизации практического опыта. Также, исходя из необходимости пополнения своих рядов перспективными кадрами, необходимо, на базе нормативных документов СРО, организовать стажировку кандидатов в члены СРО в качестве помощников управляющих и их финансовую поддержку.

При формировании Представительства необходимо учитывать, что в его состав желательно включить управляющих, имеющих доступ к государственной тайне. В последующем, при функционировании СРО, необходимо создать системные условия по оформлению формы допусков членов СРО и хранению секретной документации.

Основные принципы взаимоотношений.

Основной принцип взаимоотношений внутри СРО - демократический централизм. Это означает выборность всех органов управления и обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих.

При таких отношениях региональные подразделения обладают следующими правами:

  • самостоятельность в принятии решения по рекомендациям арбитражных управляющих на региональные предприятия с согласительным механизмом по данному вопросу с Центральным аппаратом;
  • самостоятельность в принятии решения о выплате компенсационного фонда при добровольном выходе из СРО.

Региональные подразделения имеют следующие обязанности:

  • выполнять добровольно взятые на себя обязательства по мониторингу процедур банкротства, оговоренные внутренними документами СРО;
  • согласовывать кандидатуры арбитражных управляющих для представления в арбитражный суд;
  • выполнять этические, финансовые и иные требования, предусмотренные законом, Уставом и другими внутренними документами СРО.

Аппарат. Способы его содержания.

Аппарат СРО обязан иметь ряд подразделений, предусмотренных законом (ФЗ-127 ст21п.4) и выполняющих функции:

  • по контролю за деятельностью своих членов в качестве арбитражных управляющих;
  • рассмотрение дел о наложении мер ответственности;
  • отбор кандидатов для представления в арбитражные суды;
  • ведение архива деятельности членов СРО (ст.22п.2 ФЗ-127).

Кроме того, согласно ст.22п.2 ФЗ-127 СРО обязана контролировать деятельность своих членов не только в части соблюдения ими требований нового Закона о несостоятельности (банкротстве), но и в части выполнения правил, принятых и установленных самой СРО. Это означает, что эти Правила должны быть ясными, четкими, компактными и системно формализованными, чтобы контроль за их исполнением мог быть профессионально качественным и относительно дешевым.

Также, в соответствии со ст.22п.3 ФЗ-127, СРО, в целях дальнейшего опубликования, обязано представлять в регулирующий орган достаточно большой объем информации о всех сторонах ее деятельности. Это подразумевает создание дополнительного подразделения аппарата СРО. Помимо этого, аппарат должен выполнять ряд организационных, координирующих, аналитических и лоббистских задач, отстаивать интересы СРО в региональных и Центральных властных структурах. Решение этих задач потребует привлечения высокопрофессиональных экспертов и специалистов. Поэтому, с целью минимизации затрат на содержание аппарата СРО целесообразно сконцентрировать административные и надзорные функции в едином центре. При этом эти затраты (зарплата, аренда помещения, связь, командировочные расходы и пр.), по нашим оценкам, составят около 500 тыс.дол. в год. Если предположить, что эти затраты должны покрываться членскими взносами, т.е. восполняются из вознаграждения арбитражных управляющих, то легко вычислить, что чистый доход 300 дол.\мес. управляющий будет иметь (после выплаты страховых отчислений, взносов в СРО, налогов) при размере его вознаграждения 1300 дол.\мес. В текущей экономической ситуации в стране представляется маловероятным обеспечить такой средний уровень вознаграждения управляющего, особенно в периферийных регионах. Очевидно, что в настоящий момент невозможно компенсировать затраты на содержание аппарата СРО только членскими взносами.

Можно попытаться уменьшить затраты на содержание аппарата за счет переноса ряда управленческих функций, например, надзора в регионы. Однако ясно, что затраты на содержание отдела по надзору в Центре (3-5 человек) на порядок меньше, чем содержание надзорных подразделений (по 1 -2 человека) в каждом Представительстве (в 20-30-и Представительствах будет 40-60 человек). Поэтому такая псевдоэкономия приведет только к росту общих управленческих расходов по СРО.

Отсюда следует, что абсолютно необходимо пополнение бюджета СРО из других источников, например:

  • взаимодействие с экспертными организациями. Сопровождающие процедуры юридические лица - экспертные организации могут быть членами СРО. На пополнение бюджета пойдут вступительные и членские взносы, а также средства, образующиеся при взаиморасчетах между СРО и экспертами от работ, выполняемых экспертными организациями в процедурах банкротства. Взаимодействие СРО, экспертов - членов СРО и экспертных Советов на местах будет определено внутренними документами;
  • участие в обучении арбитражных управляющих;
  • научно - практические семинары, конференции;
  • издание методической литературы;
  • иные мероприятия по наполнению бюджета.

В этой связи, призывы к вступлению в СРО без финансирования текущей деятельности являются обманом: такие СРО не смогут выполнять требования Закона, будут лишены регулирующим органом своего статуса, а арбитражные управляющие потеряют работу и надолго будут исключены из рядов действующих профессионалов.

Страхование.

В связи с жестким сроком заключения договора страхования ответственности (ФЗ - 127 ст20п.8) - 10 дней с момента утверждения управляющего арбитражным судом, СРО (либо Представительство) должно иметь возможность оперативно заключать договор страхования со страховой компанией. Необходимо, чтобы СРО, в качестве постоянных партнеров, имело несколько базовых страховых компаний, взаимодействие с которыми определяется набором основных нормативных документов. Представительство может мотивировано выбрать и согласовать с центром иную страховую компанию, готовую работать по нормативным документам, утвержденным СРО.

Заключение.

На основании изложенной концепции в ближайшее время будет создана Российская СРО профессиональных арбитражных управляющих (РСОПАУ). Принципы построения такой организации позволят ей профессионально качественно выполнять функции, определенные законом, защищать интересы организации и каждого ее члена.

Кроме того, в целях создания всероссийского профессионального сообщества арбитражных управляющих, считаем необходимым образование Союза СРО России как Союза новых для страны юридико - экономических институтов. Считаем также необходимым укрепление структуры, создание новых форм существования и совершенствования деятельности Российской Гильдии профессиональных арбитражных управляющих как единого союза физических лиц - арбитражных управляющих.

Семенов И.Р.
Чикунов В.В.
Колесников Ю.И




поиск
   
 
курсы валют
Курс ЦБ РФ 25.04 26.04
USD 92.5058 92.1314
EUR 98.9118 98.7079
работа и вакансии
Поиск вакансий
Советы соискателю
Дистанционная работа
Работа за рубежом
Заработок в Интернет
тесты
Что думают о вас на работе
Деловая ли вы женщина
Вы и ваша работа
Деловой человек
Оценка потребности в достижении
Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать
Какое значение вы придаете деньгам
Настойчивость
Повезло ли вам с начальством
Работа не волк, в лес не убежит
Вкладчик или делец
Ваши успехи на работе
Не слишком ли много вы работаете
Забываете ли вы о работе в свободное время
IQ
Умеете ли вы обращаться с деньгами
Какой вы начальник
Способны ли вы решить свои проблемы
Верите ли вы в себя
Новости
Служба рассылки
Социологические опросы
Интернет магазин
Конструктор сайтов
Новости экономики
Новые статьи
Copyright © RIN 2004- Обратная связь