Касьянова в Путины!
"Совершенно секретно" №5 2003
Что стоит за попыткой выдвинуть премьера кандидатом в президенты, от которой ее инициаторы не отказались по сей день
В середине декабря 2002 года несколько телеканалов показали комнату Нижегородского центра эстетического образования, где собрались три десятка человек из Владимирской, Костромской, Ивановской и Нижегородской областей, представлявших, по их словам, более тысячи единомышленников из 57 регионов России. Они вознамерились создать 'Общероссийский комитет для выдвижения Михаила Касьянова кандидатом в президенты РФ'. С журналистами общались доцент Ивановского химико-технологического института Николай Железняк и член Международного комитета по защите прав человека Руслан Кутаев. Инициативная группа отрицала какую-либо связь с властными группировками, в том числе с представителями самого Касьянова, однако обратилась за поддержкой ко всем оппозиционерам - правым, коммунистам и 'яблочникам'.
Разумеется, мы заинтересовались подноготной инициаторов. Из справки, распространенной Нижегородским телеграфным агентством, следует, что Руслан Кутаев в 1996-1998 годах работал советником по особым поручениям у Масхадова в ранге вице-премьера его правительства, участвовал в подготовке Хасавюртовских соглашений. Теперь он сопредседатель Общества российско-чеченской дружбы. Другой сопредседатель - нижегородец Станислав Дмитриевский, выступавший на процессе полковника Буданова общественным обвинителем.
Появились и более пикантные детали. По сообщению Нижегородского телеграфного агентства, Руслан Кутаев связан с деятельностью наркокартеля, доходы которого идут на поддержание чеченских бандформирований. Нашли 'компромат' и на Дмитриевского - он, видите ли, член нижегородского общества 'Правозащита', стоящего на страже интересов сексуальных меньшинств. Нижегородская газета 'Наше дело' тут же выступила со статьей 'Ты скажи мне, дорогой, наш премьер не 'голубой'?'. Чтобы выяснить, что же на самом деле являет собой уже скандальный общероссийский комитет выдвижения Михаила Касьянова, обозреватель 'Совершенно секретно' отправился в Нижний.
Редакция газеты общества 'Правозащита' расположена в одном из бывших административных корпусов нижегородской пересыльной тюрьмы. Лозунг русских революционеров XIX века, адресованный угнетенным полякам: 'За вашу и нашу свободу!' - в переводе на чеченский украшает логотип газеты. Она ведет антивоенную пропаганду, переходящую в антипутинскую. Местные чиновники из управления печати, тем не менее, считают, что газета держится в рамках закона, и предупреждений не делают.
Правозащитник Стас Дмитриевский объясняет, что его участие в выдвижении Касьянова ограничилось помощью с арендой комнаты для работы оргкомитета. Председатель оргкомитета Кутаев, по словам Дмитриевского, - сильно поиздержавшийся бизнесмен, прописанный в Нижнем. Потому, дескать, и собрание прошло в этом регионе.
По мнению других нижегородцев, с кем довелось общаться, декабрьское собрание выглядело самодеятельностью, его инициаторы не были ориентированы ни на Касьянова, ни на 'семью', ни на каких-либо конкретных олигархов или их противников, а раскручивали себя. Имеющий опыт пиар-менеджера Кутаев выбрал тему, способную привлечь внимание к себе и своим делам.
Сам Кутаев, с которым я тоже встретился в Нижнем, естественно, интерпретирует события по-другому:
'Я только что вернулся из поездки по Сибири и Дальнему Востоку. У нас есть протоколы 23 собраний, прошедших в регионах, где созданы отделения нашей общественной организации по выдвижению Касьянова. Сибиряки предлагали провести свою конференцию, но я думаю, что лучше сразу - общероссийскую. У меня четыре заместителя, курирующие регионы: Сибирь и Дальний Восток, Нечерноземье, Поволжье и Северный Кавказ с Черноземной зоной.
На наши обращения о сотрудничестве ни от Явлинского, ни от Зюганова, ни от Немцова ответов не поступало. Но мы не унываем, поскольку считаем себя не политической партией, а общественным объединением. Работаем с национальными диаспорами, с малым и средним бизнесом. Бизнес идет нам навстречу, потому что Касьянов защищает его интересы. Он, к примеру, требует снизить налогообложение, а его зам Кудрин это дело тормозит, согласился лишь на уменьшение НДС.
В России, мы считаем, сейчас только три самостоятельные политические фигуры: Путин, Касьянов и Чубайс. У каждого из них - свои ресурсы. За Путиным - 'питерские', силовики, за Чубайсом - олигархи, которых он сам создал, за Касьяновым - 'семья'. Он, понятно, настороженно относится к нашей деятельности, но мы к нему не в претензии. Мы будем работать дальше. Поверьте, мы никакая не подстава'.
Допустим, что не подстава. Но может быть, это часть какой-то сложной политической игры? Несколько ведущих российских политтехнологов, с которыми я беседовал, не сговариваясь, упомянули имя своего коллеги Алексея Кошмарова. Кошмарову политтехнологи приписывают изобретение всевозможных трюков с кандидатами-двойниками, фальшивыми предвыборными акциями и т.п.
Однако Кошмаров, с сотрудниками которого мне удалось связаться по телефону, категорически заявил, что к касьяновскому выдвижению в президенты отношения не имеет. Он передал, что занят сейчас совершенно другими проектами, главный среди которых - 'работа с Кремлем'.
Любопытное мнение высказал в беседе со мной опытный политический эксперт, просивший не называть своего имени. Он вспомнил недавний переполох по поводу якобы выдвижения в президенты Михаила Ходорковского. Моего собеседника сразу насторожило любопытное совпадение: информация появилась в тот момент, когда Ходорковский вступил в жесткий конфликт с конкурирующей группой, имеющей связи на самом верху. Он вспомнил и другой пример - Александра Хлопонина. О его шансах на федеральных президентских выборах неожиданно заговорили именно тогда, когда решалась судьба губернаторского кресла в Красноярском крае, во многом зависевшая от воли Кремля.
Похоже, в современной России появляется новая технология, направленная против конкурентов в политике и бизнесе. В нужный момент 'вбрасывается' информация: мол, имярек возжаждал стать конкурентом Владимира Путина. Расчет делается на то, что Кремль тут же 'сделает стойку' на новоявленного честолюбца и найдет на него управу. Такие 'вбросы', по мнению моего собеседника, обходятся куда дешевле, чем традиционные 'постельно-коррупционные' компроматы, изрядно надоевшие и властям, и обывателям. Ни в одном из перечисленных случаев они не сработали. Однако все еще впереди.
|