Чтоб у нас все было - а нам за это ничего не было!
Уничтожив 'Паблик-Пресс', ИД 'Бурда' развязал активные боевые действия на других направлениях рынка распространения
(очерк новейшей истории)
Михаил Лукьянов
30.05.2003
Борьба за монополию на рынке дистрибуции печатных изданий
В 2001 году ИД 'Бурда' приступил к реализации новой стратегической линии - устранению сильных независимых российских игроков на российском рынке распространения печатной продукции с целью установления тотального контроля над системой дистрибуции. Первой жертвой, как мы ранее писали, стал издательский дом 'Паблик Пресс', который всего за полгода из одного из ведущих дистрибуторов печатной продукции, благодаря активным 'стараниям' 'Бурды', стал банкротом.
В качестве следующего объекта уничтожения ИД 'Бурда' избрал компанию 'Логос'. Говорить о том, что методы, которые взял на вооружение западный издатель, противоречат правилам цивилизованной конкурентной борьбы просто смешно. Свою работу на рынке ИД 'Бурда' видимо строит исходя из поведения крокодила, обитающего на Амазонке - кровожадность, агрессивность и т.д., а также желание сожрать, на крайний случай просто порвать на куски и оставить про запас все, что можно на своей территории обитания.
Схема, по которой 'Бурда' начал топить 'Логос', была им успешно опробована на 'Паблик Пресс'. Только в случае 'Логоса' ИД 'Бурда' стал действовать не просто более агрессивно, но откровенно аморально.
Как сообщил нам информированный источник, руководство 'Логоса' не так давно направило письмо в 'Бурду', в котором перечислило факты 'грязной' конкуренции со стороны топ-менеджеров этого ИД.
Для того чтобы вытеснить 'Логос' из регионов, куда поставляет печатную продукцию фирма 'Ода' (дочернее предприятие 'Логоса'), 'Бурда', как говориться в письме, подкупила генерального директора 'Оды' - Андрея Богданова. Этот пострел 'Логоса' перед своим уходом в 'Сейлз' (дочернюю компанию 'Бурды', занимающуюся дистрибуцией) нанёс серьёзный финансовый ущерб 'Оде'. Так, в мае - июне 2002 года, практически накануне перехода в 'Сейлз', Богданов незаметно для окружающих внес изменения в систему наценок компании, в результате чего наценка 'вдруг' упала на 3,5%, а предприятие понесло гигантские финансовые потери. Причём соответствующие изменения были так незаметно внесены в информационную систему, что выявить их удалось только спустя несколько месяцев, после кропотливой работы программистов. Складывается ощущение, что Андрей Богданов является специалистом не только по распространению, но и по части экономического шпионажа и диверсии.
В результате действий Богданова - Иуды наших дней, компания 'Ода' понесла финансовые потери, которые превысили 15 миллионов рублей за неполных два месяца.
Выполнив условия своего западного хозяина, Богданов, как говорят, получил тут же 'бонус', на который немедленно прикупил шикарную квартиру. И неудивительно, ведь только 20% от суммы нанесенного ущерба - это более ста тысяч американских долларов. А вы, говорите, тридцать серебряников:
Богданов против 'Оды'
При перемещении в 'Сейлз' Андрей Богданов прихватил с собой ни много, ни мало - всю клиентскую базу с данными по ценам поставки от издателей, отпускным ценам клиентам и пр., которая представляет особую коммерческую тайну. И с помощью этих сведений уводит партнёров по бизнесу из сферы интересов 'Оды'. Со слов многих региональных распространителей сразу после прихода Богданова на новое место работы всем клиентам 'Оды' поступили от 'Сейлс' предложения с демпинговыми ценами на ряд изданий, в первую очередь по изданиям ИД 'Бурда', 'Индепендент Медиа' и 'СПИД-ИНФО'. Предложение оказалось таким заманчивым, что некоторые фирмы были не в силах от него отказаться. Представьте, что вам предложили купить 'Мерседес' по цене 'Жигулей' причем без всякого подвоха. Просто продавец, таким образом, ведет борьбу за эксклюзивное место на рынке.
Именно по указанию новых хозяев Богданов с момента начала работы в 'Сейлз' стал активно перекупать руководящих сотрудников региональных филиалов 'Оды', нанося тем самым весьма чувствительные удары по позициям 'Логоса' за пределами столицы.
Способы, какими 'Сейлз' с подачи Богданова избавляется от конкурентов и насаждает своё влияние в регионах, трудно подвести под определение - конкурентная борьба. Более уместно применить другое понятие - уничтожение соперника. Особый удар - по филиалам фирмы. Тактика применялась та, что опробовал лично на себе г-н Богданов: 'Продал родную фирму - получил деньгу от заказчика!' Вот и посыпались предложения директорам филиалов, топ-менеджерам: нанеси максимальный урон 'Оде', получишь солидный бонус и место в 'Сейлз' или ИД 'Бурда'. Так, для начала переманивается руководитель этого регионального предприятия, и с помощью 'перебежчика' создаётся 'теневая' фирма, нацеленная на работу исключительно с 'Сейлз'. При этом вся деятельность регионального филиала соперника уводится в 'теневое' предприятие. Туда же переводятся все финансовые потоки. Если это не 'помогает' - провоцируется 'наезд' на дочернее предприятие конкурента со стороны налоговых и силовых структур.
Проблемы в регионах у 'Оды' начались с Владивостока. Директор филиала создал теневую фирму, получившую тут же предложение от 'Сейлз', увел финансовые потоки, сделал так, что из-за неоплаченного штрафа в 600 рублей (!) у головного офиса в Москве арестовали счет. За эти 'успехи' господин директор получил 40 тысяч долларов США бонуса и в два раза больший оклад в 'Сейлз', поближе к Богданову, где ныне и работает.
Затем начались неприятности в Киеве. События развивались следующим образом. Дочерняя фирма 'Оды' подверглась мощному воздействию со стороны украинского УБЭП. Вслед за этим директор филиала 'Оды' на Украине вместе с ведущими менеджерами оказывается на новом месте работы - в представительстве 'Бурда-Украина', переманив всех клиентов 'Оды'. Попутно директор и главный бухгалтер прихватили с собой всю выручку дочки 'Оды' за последний месяц, не забыв попросить и премию за уничтожение филиала 'Оды' на Украине. Подобные просьбы 'Бурду' всегда только радовали. И на этот раз издательский дом не поскупился и выделил 100 тысяч долларов США на двоих - генеральному и главбуху. Правда, неизвестно кто сколько получил, но обиженных пока нет. В результате филиал 'Оды' на Украине пришлось закрыть. Убытки составили 4,2 миллионов рублей. Директор филиала работает в ИД 'Бурда-Украина'.
Столь значительные 'успехи' вдохновили и других: апогея в своем беспределе ИД 'Бурда' достиг, когда устроил 'маски шоу' одновременно в трех региональных представительствах 'Оды'. Еще зимой этого года УБЭП нагрянул в представительства Уфы, Екатеринбурга и Самары. Там были изъяты все компьютеры. Увы, после событий во Владивостоке и Киеве меры были приняты - и филиалы быстро восстановлены, а убытки минимизированы.
Выше перечисленные факты 'зачисток' регионов под 'Сейлз' - дежавю. Все это - не ново: около года назад этими методами действовал ИД 'Бурда', когда уничтожал 'Паблик Пресс'. Об этом мы подробно писали в марте этого года.
Так же по уже отработанной схеме ИД 'Бурда' наносит свой коронный удар, удар ниже пояса. Теперь 'Ода' должна выплачивать 100% предоплату за издания 'Бурды'. Если припомнить, то именно введение 100% предоплаты окончательно подкосило финансовое состояние 'Паблик Пресс' и привело эту фирму к полному разорению.
Напомним, что 'Ода' - федеральный оптовик, работающий по всей территории Российской Федерации, и по объективным причинам, получающий деньги от региональных партнёров с задержкой от 40 до 60 дней, а нередко и позднее. В 'Бурде' это отлично понимают, что 'Ода', да и другие дистрибуторы, не в состоянии заставить своих региональных партнеров платить предоплату, но сознательно идет на этот шаг. В этом случае, логично 'Бурду' просто послать искать три тополя в Сахаре, однако отказ от их изданий пока приводит к болезненным финансовым потерям распространителя.
В результате проводимой ИД 'Бурда' и 'Сейлс' политики на уничтожение основных игроков на рынке дистрибуции - изменение сроков выдачи продукции, перевод на 100 процентную предоплату, отказ от предоставления ремиссии, нарушение сроков начала продаж, демпинг и т. п., - ряд зарубежных и отечественных фирм были вынуждены перенести свои заказы в 'Сейлз', прямо в объятья Андрея Богданова.
Нам в руки попал любопытный документ - отчет о финансовых потерях АП 'Ода' в результате действий ИД 'Бурда' и 'Сейлз', подготовленный коммерческой службой 'Оды'. Из него следует, что только с декабря 2001 по март 2002 потери 'Оды' составили по обороту - 37 миллионов рублей, по доходу - 5 миллионов рублей. Всего в результате 'чудесной' деятельности г-на Богданова А. (летом 2002 года) АП 'Ода' потеряла, как следует из документа, 28,3 миллиона рублей.
Цифры говорят сами за себя:
Однако реализация стратегических планов по устранению конкурента не ограничивается только рамками противодействия ИД 'Бурда' Агентству печати 'Ода'. Помимо уже упомянутых фактов нецивилизованной борьбы, отрицательно влияющих на работу с регионами, имеются и иные подводные камни, мешающие нормальной работе в Москве другим предприятиям, входящим в 'Логос'. В частности, для компании ЦОП (Центры оптовых продаж).
В январе этого года на внешнем сайте ЦОПа было опубликовано открытое письмо, в котором фирма 'Сейлз' прямо обвинялась в осуществлении сбыта печатной продукции ранее заявленных сроков начала реализации. 'Данное обстоятельство дестабилизирует рынок и ведет к разрушению устоявшихся договорных и этических норм в отрасли в целом, утверждает коммерческий директор ЦОПа Дмитрий Сичкарев. Наибольшие опасения, в частности, вызывает то, что в этот процесс, включился такой авторитетный оптово-розничный распространитель, как ЗАО 'Сейлз'. То, что данный оператор рынка не выдерживает сроков начала реализации таких уважаемых издательских домов, как ЗАО 'ИД 'Бурда'', 'AFS', 'Marshall Cavendish ltd' и других, говорит либо о серьезных ошибках менеджмента ЗАО 'Сейлз', либо о целенаправленной политике, направленной на дестабилизацию всего рынка прессы'.
Затем ИД 'Бурда', взяв в союзники еще одного крупного западного издателя - ИД 'Индепендент-Медиа', решил вытеснить с российского рынка распространения всех российских дистрибуторов в сегменте московских супермаркетов. Для этих целей два западных издательских дома создали фирму - 'Прессэкспо'. Эта структура тут же прикупила небольшую фирму 'Регион-Пресс', которая занималась поставками печатной продукции исключительно на АЗС 'ВР', и как вы, наш дорогой читатель, понимаете, - довела ее до банкротства всего лишь за один месяц. В результате десятки людей остались без работы, но владельцам 'Прессэкспо' на подобную мелочь просто плевать. После чего, 'Прессэкспо' успешно стала выдавливать 'Экспресс-Медиа-Сервис' из супермаркетов. На сегодняшний момент российская компания уже полностью выдавлена с точек АЗС 'Лукойл' и некоторых супермаркетов.
Любопытен и тот факт, что как только мы сообщили, что 'Бурда' и 'Индепендент-Медиа' создают фирму по распространению в супермаркетах, а именно в конце марта этого года, владелец 'Экспресс-Медиа-Сервис' Георгий Григорян направил письмо генеральному директору ИД 'Бурда' Арнд-Фолькеру Листевнику. В этом письме Григорян призывал Листевника 'играть по правилам цивилизованного рынка и работать в рамках здоровой конкуренции'. Однако письмо это было отклонено, причем в довольно грубой форме: Григоряну предложили условия 'мирного сосуществования' - продать 100% акций своей компании, т.е. фактически уйти из бизнеса.
Следующий удар иностранных интервентов - против основного игрока на рынке поставок прессы в супермаркеты - ООО 'Центр Дистрибуции прессы' (ЦДП), входящую в ГК 'Логос'. У ЦДП отнято 36 точек в сети супермаркетов 'Седьмой континент'. На эту операцию интервенты затратили, не скупясь, 650 тысяч евро.
Драхт Нах Остен
'Убиты' 'Паблик Пресс', 'Регион Пресс', угроза уничтожения нависла над 'Экспресс-Медиа-Сервис', истекает кровью 'Ода', словно Брестская крепость. От таких успехов у германского издателя закружилась голова! И как у всякого агрессора, наглость перешла все границы.
Господин Листевник под день Победы, 8 мая, объявил о плане начала захвата Ленинграда - Санкт-Петербурга!
ИД 'Бурда' открывает представительство в Санкт-Петербурге, и наносит удар по двум крупнейшим дистрибуторам Санкт-Петербурга и Северо-западного региона - ООО 'Метропресс' и ЗАО 'Нева-Пресс': вчера вы были дистрибуторами - теперь 'Сейлз' дистрибутор и будет поставлять печатную продукцию всем, а вам, ребята о поставках - забыть!
Г-н Богданов в Санкт-Петербурге в прямую озвучил ближайшие планы своих хозяев - создать на рынке распространения коалицию иностранных издателей, которые могли бы подчинить себе рынок: захватив оптовую сеть, киосковую сеть и сеть распространения в супермаркетах по всей России. Первые шаги в Санкт-Петербурге - мелкооптовые магазины.
На войну с конкурентами ИД 'Бурда' тратит колоссальные средства. Помимо этого 'Бурда' продолжает выделять дотации 'Сейлзу'. Так как без этих денег они и без всякого демпинга - банкрот! Как нам стало известно, только на зарплату сотрудникам 'Сейлз' 'Бурда' тратит более 100 тысяч долларов США в месяц, принося эти деньги в чемоданчике, где лежат конвертики. Плюс к этому вытеснение конкурентов из регионов обходится 'Бурде' порядка 300 тысяч долларов в месяц. Откуда такие гигантские средства? И кто финансирует войну на рынке распространения, которую ведет ИД 'Бурда' в преддверии выборов в России?
|