Домены и киберсквоттеры
Новые русские слова
Киберсквоттеры - это те, кто приобретает в свою собственность доменные имена. Сам процесс приобретения доменного имени называется киберсквоттингом. Ничего необычного, не правда-ли? Так отчего столько шума вокруг этих ребят? Почему против них возбуждают судебные дела и придумывают законы? Чтобы разобраться в этом, давайте вернемся немного в прошлое...
Экскурс в историю
Сколько стоит ваш домен? Вы заплатили за него 700 рублей? Вы мне его за столько продадите? Нет? А за 2000 рублей? Тоже нет? А за сколько? За 50000??? Именно так. Доменные имена - это золото Интернета. Интернет в начале 90-х годов прошлого века был киберклондайком. В те годы содержание домена не стоило ни копейки. Можно было запросто взять имя travel.com, shop.com, mobile.com, auto.com... Золотое время! Спустя несколько лет, в 1995 году, компания Network Solutions стала брать за обслуживание доменов деньги. Кто-то из-за этого бросил регистрацию и содержание своих доменов, а более дальновидные товарищи только укрепились во мнении, что вот она - птица удачи, летящая прямо в руки. Гонка за доменами начала набирать ход...
Начиная с 1997 года суммы, выплачивавшиеся при перепродаже доменов, начали поражать воображение. 100000 долларов за mtv.com, 800000 за drugs.com, 3 миллиона долларов за loans.com, почти 3 с половиной миллиона за altavista.com. Совершенно невероятные 7.5 миллионов за business.com! Вы только представьте себе эти суммы, выплачивавшиеся за киберсобственность!
Народ должен знать своих героев
В Рунет киберсквоттинг пришел в 1998 году. Одними из первых отличились московское адвокатское бюро "Арбитражсудправо", прихватившие более 1000 доменов, среди которых были и известные торговые марки и различные отраслевые названия. Несмотря на то, что инициатива бюро была проигнорирована и даже осмеяна Рунетом, некоторые домены все-же поменяли владельцев. Были-ли эти домены перекуплены или перерегистрированы сказать точно нельзя, так как информация с разных сторон поступала самая противоречивая. Из наиболее известных перепродаж доменов в Рунете можно вспомнить покупку имени music.ru компанией Port.ru за 50000 долларов. А самая, наверное, "курьезная" сделка - покупка компанией DataArt домена mail.ru за... 500 долларов. Правда состоялась эта сделка осенью 1998 года.
Наиболее крупными киберсквоттерами сейчас в Рунете являются:
- МГКА "АРБИТРАЖСУДПРАВО" 0.65%
- А. Красоткин 0.41%
- "Международное сотрудничество" 0.35%
- Сергей Прокудин 0.31%
- ЗАО "Тейсон" 0.30%
- Орина Пшехлинская 0.18%
- Денис Гледенов 0.17%
- Максим Голубев 0.15%
- ООО "Студия Арт.Лебедева" 0.13%
- ООО "ТелеРосс" 0.12%
- ООО "Мегазин" 0.12%
- ООО "Сорикс" 0.11%
- Deluxe (В. Мартиросов) 0.10%
- Margarita LTD (domains.etorgi.ru) 0.10%
- Morgan Stanley Inc. 0.09%
- ООО "Энтер" 0.08%
- "Cпортивно-оздоровительный центр" 0.06%
- ООО "ТБК" 0.06%
- FreeRussianDomains.com 0.06%
- ООО "Кирилл и Мефодий" 0.06%
- ОАО "Юкос" 0.06%
- ООО "Мир Услуг" 0.05%
- Cибирский холдинг 0.04%
- Public Relations&Promotions group 0.04%
- ЗАО "Радио-Ру" 0.04%
- ООО "Алмаз-Телеком" 0.03%
- ООО "Нетбридж" 0.03%
- ООО "Порт.РУ" 0.03%
- Николай Шилов 0.03%
- А. Тисленко 0.02%
Ну и как быть?
Если нужное имя захватили киберсквоттеры, то приобрести его, как вы уже поняли, можно. Самый безболезненный способ - купить имя. Но хватит-ли денег? Второй способ - отобрать имя через суд. Здесь есть нюансы. Например если киберсквоттер захватил имя, совпадающее с вашей торговой маркой и ваша марка никаким образом не перекликается с брендами других претендующих фирм, у вас есть хорошие шансы. Но если на имя претендуют одновременно две и более фирм, а вы среди них не самая крупная и известная, в драку лучше не лезть - почти бесполезно. Ярким примером является спор за имя vw.com между концерном Volkswagen и компанией Virtual Works, который выиграли более именитые конкуренты.
Взгляд в будущее
Никуда конечно киберсквоттинг не исчезнет. Возможно меньше станет захватов имен совпадающих с торговыми марками, но практика захвата отраслевых имен, имен собственных и просто звучных сохранится и даже усилится с появлением новых зон. Например в сравнительно недавно появившейся доменной зоне .info киберсквоттерами занято до 20% имен. В Европе серьезно озабочены введением зоны .eu, так как опасаются захвата киберсквоттерами "ключевых" доменных имен. Кроме того, киберсквоттинг и без перепродажи имен вполне прибыльный бизнес, достаточно вспомнить многочисленные предложения "рекламы на доменах". Между тем цены на "вторичном" рынке доменов сейчас вовсе не безумно высоки, а симпатичный домен способен принести не только моральное удовлетворение... вспомните сколько было заплачено за mail.ru, а ведь это было всего 4 года назад...
Автор: Титов Олег (oleg@digin.ru) Использованы материалы с сайта http://www.hostsearch.ru
|