Космический привет от налоговой полиции
Расследование уголовного дела по Байконуру привело в Совет Федерации
Андрей Копосов
04.06.2003
Cенатор от Башкортостана Игорь Изместьев
Казалось бы, ушли в прошлое времена, когда в законодательные органы власти с легкостью необыкновенной попадали личности, имеющие проблемы с законом или вообще с уголовным прошлым. И уж во всяком случае, никто не ожидал появления таковых в новом составе Совета Федерации, куда случайные люди попасть не могли по определению. Увы, традиции оказались живучими. Как стало известно редакции, 3 июня на допрос в Федеральную службу налоговой полиции был приглашен сенатор от Башкортостана Игорь Изместьев.
Допрос проводился в рамках так называемого 'байконурского дела', возбужденному против ЗАО 'Борт-М' и ООО 'Корус-Байконур' по обвинению в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах. Эти крохотные фирмочки ( в 'Борт-М' даже генеральный директор и бухгалтер были в одном лице), официально зарегистрировались в казахстанском городе Байконур. Дело в том, что к середине девяностых годов прошлого века у России возникли трудности с содержанием города, который являлся базой для крупнейшего российского космодрома. И в 1995 году между Россией и Казахстаном было заключено соглашение, по которому Байконур получал статус российской оффшорной зоны. Предполагалось, что таким образом можно будет привлечь инвестиции на содержание и развитие города и, возможно, космодрома. В реальности, никаких особых дивидендов Байконуру это не принесло, зато в город потянулись авантюристы всех мастей, желающие укрыться от налогов.
'Борт-М' и 'Корус-Байконур', естественно, не были исключением из общего правила. Если верить документам, эти фирмы заключили договоры с рядом башкирских нефтеперерабатывающих предприятий, в частности ОАО 'Уфанефтехим', ОАО 'Уфимский НПЗ' и ОАО 'Ново-Уфимский НПЗ'. Согласно буквальному пониманию этих договоров, вышеупомянутые фирмы арендовали на заводах крекинговые установки и сами производили на них нефтепродукты. А налоги, естественно, платили в байконурском оффшоре. Понятно, что фирмы со штатом в полтора человека просто физически не могли никаких мощностей арендовать и тем более что-то на них производить. Скорее всего, они сами были созданы руководителями НПЗ или при их участии для банального ухода от налогов. Так или иначе, но по данным ФСНП только за 2001 год на просторах казахстанских степей растворилось около 10 миллиардов рублей. Пикантность ситуации состояла в том, что нефтеперерабатывающий комплекс республики вполне официально курировал сын президента Башкортостана Урал Рахимов, входивший в совет директоров всех предприятий. Излишне говорить, что жил он на широкую ногу: в прессе уже упоминалось, что для него проиграть в казино где-нибудь в Монте-Карло 10-12 миллионов долларов за вечер не было выдающимся событием.
Когда 'космическая' комбинация вскрылась, запахло крупным скандалом. Налоговая инспекция потребовала вернуть деньги. Ситуацию пытался уладить сам башкирский президент, специально встречавшийся по этому поводу с главой МНС Геннадием Букаевым. Однако, по причине отсутствия финансов стороны к соглашению не пришли. И тогда к делу подключилась налоговая полиция.
Что же касается допрошенного сенатора, то до занятия сей должности господин Изместьев был генеральным директором компании 'Корус- Холдинг', которая, в свою очередь, была учредителем и владельцем контрольного пакета акций вышеупомянутого 'Корус-Байконур'. Понятно, что он был в курсе всех байконурских событий. А теперь возможны два варианта развития событий. По первому из них сенатор уходит в 'глухую несознанку', а в худшем случае берет все на себя. Однако, в этом варианте он имеет шанс стать для Совета Федерации гораздо более одиозной фигурой, чем 'недоказанный' совратитель несовершеннолетних Вихарев. Хотя бы потому, что он будет 'доказанный'. Захочет ли он брать на себя такую ношу, рискуя потерять почетное кресло?
|