Развитие связей с Литвой может быть ускорено
Наталья РАТИАНИ
06.06.2003
www.finiz.ru
Коридор не кончается стенкой
Экономическое сотрудничество с Россией для Литвы, еще только готовящейся вступить в Евросоюз, сегодня чуть ли не важнее связей с Европой - в таком духе, не боясь преувеличения, отзывались о вчерашних переговорах делегации Совета федерации в Литве их участники с обеих сторон. Этот вопрос рассматривался в ходе бесед спикера Совфеда Сергея Миронова с президентом Литвы и председателем сейма Артурасом Паулаускасом. Подробную дискуссию на эту тему Миронов провел с представителями Конфедерации промышленников Литвы.
Сегодня Литву больше интересуют проблемы транзита не пассажиров в российский эксклав и обратно, а грузов - через порты Калининграда и Клайпеды. Сегодня они завязаны в так называемом "проекте 2К" - он предусматривает специализацию каждого порта на перевалке определенных грузов ради взаимовыгодного повышения загрузки.
Литовцы считают, что сделали хорошую рекламу Калининградскому порту через проект "2К". О порте узнали многие грузоперевозчики, но проект до сих пор не работает. Транзит грузов из третьих стран через Клайпедский порт идет сейчас по более высокой цене, чем через порт Калининграда. В Конфедерации промышленников Литвы прямо о демпинге не говорят, но упоминают "неоправданную игру с тарифами". Если за лето проблему удастся решить, то согласование документации по проекту может завершиться уже к августу-сентябрю.
Вильнюс заинтересован также в скорейшем решении вопроса по скоростной дороге - после достижения соглашения по безвизовому проезду Литва стремится побыстрее получить современный транспортный железнодорожный коридор с выходами в большую Европу. Республика уже вложила в реконструкцию дороги 30 млн евро и собирается в течение года вложить еще 130 млн. Однако без помощи России и ЕС не обойтись - нужно 500 млн евро, чтобы поезда могли развивать скорость 150 км в час. России, считают источники в литовском правительстве, это выгодно - отпадет вопрос транзитных проездных документов.
Литовские предприниматели готовы вкладывать средства и в Россию, и в Калининградскую область, однако существенно стопорит процесс неразбериха с законом об особой экономической зоне Калининграда.
- Если особая экономическая зона исчезнет, то инвестиции вообще уйдут, и экономика региона развалится. Россия-то далеко, - поделился с "Известиями" Аудрюс Каладжинкас, директор российско-литовского завода "Калининградские деликатесы".
- У России есть шанс сделать эксклав быстро развивающимся, если поставят цель жить на одинаковом уровне с соседями. В противном случае никакая визовая стена не выдержит, - убеждены бизнесмены, работающие в Калининграде.
По оценке экспертов, существенно тормозит процесс экономического сотрудничества России и Литвы литовский закон "Об основах безопасности", подписанный еще в 1996 году. По этому закону предпочтение отдается странам, которые соответствуют критериям европейской и трансатлантической интеграции. Проще говоря, речь идет о странах ЕС и НАТО. Тогда как надо уравнять права всех инвесторов на литовском рынке. Пока же послабления сделаны только "ЮКОСу", вложившему 75 млн долларов в нефтяной сектор Литвы.
Литовская сторона также предлагает ускорить ратификацию подписанных еще в 1999 году соглашений об избежании двойного налогообложения и о поощрении и защите инвестиций. Европейский парламент в одной из резолюций рекомендовал Европейской комиссии, уже вложившей в Калининград порядка 40 млн евро, выделить средства на развитие привлекательного климата для прямых иностранных инвестиций в область - не только в традиционное производство, но и в телекоммуникационный, банковский, энергетический секторы.
|