Хозяева виртуальных континентов
Андрей Карагодин
www.estart.ru
Люди, первыми разбогатевшие на Интернете, находятся ровно посередине между романтиками и прагматиками. Наверно, это и есть характеристика современного бога. Такого, например, как Джерри Янг, основатель компании Yahoo!
Свой первый миллиард Янг заработал в возрасте 29 лет. Пятью годами ранее, в 93-м, рядовой аспирант Янг писал диссертацию в Стэнфорде, а вечерами вместе со своим другом и однокашником Дэвидом Фло лазил по едва зарождавшемуся Интернету. Для облегчения досуга они оформили собственную страничку, на которую выложили любимые ссылки. Название придумали самое незамысловатое: "Ух ты!". Янг и Фло ткнули пальцем в небо - и попали в самую точку: поисковая машина с человеческим лицом оказалась тем, о чем так долго мечтали осваивавшие Интернет профаны. Теперь сайт Yahoo! посещают миллиард пользователей в месяц - больше, чем какой бы то ни было, а его рыночная стоимость составляет 90 (!) миллиардов долларов. Сегодня Янг, которому едва перевалило за тридцать, входит в первую десятку представителей кибер-элиты, самых богатых и влиятельных людей в мире новейших технологий.
На первом месте в этом престижном списке, опубликованном недавно журналом Time, оказался - куда без него! - основатель "Майкрософт" Билл Гейтс. На втором - президент "Сони" Нобуюки Идеи. Впрочем, и тот и другой - люди не сугубо сетевые, имеющие отношения с Интернетом скорее по долгу службы. Не то - идущий в престижном списке третьим 42-летний Стив Кейз, президент провайдерской компании America Online, чья стоимость на рынке превосходит даже показатель Yahoo! и составляет 140 миллиардов долларов. Занимавшийся маркетингом в двух колоссах индустрии потребления - косметическом гиганте Procter & Gamble и сети закусочных Pizza Hut - Кейз раньше других смекнул, какие именно услуги будут более всего востребованы в конце 90-х. Сегодня его компания обслуживает около 30 миллионов абонентов в Соединенных Штатах, а сам Кейз состоит в совете директоров Нью-Йоркской фондовой биржи.
Еще один бог Интернета - председатель правления компании Amazon Джефф Безос. Этот скромный выпускник Принстона начал свое дело с нуля в 1995 году. Он затеял торговлю через Интернет... книгами, то есть тем товаром, с которым, казалось бы, Интернет должен был покончить в первую очередь. Не тут-то было: не прошло и пяти лет, как личное состояние 35-летнего Безоса превысило 4 миллиарда долларов, а стоимость его компании - цену создававшихся поколениями империй американских книгопродавцев, вместе взятых. Начиная с 1997 года ее акции взлетели на 6000 процентов! Журнал Business Week называет Безоса наравне с 43-летней Мег Уитман из компании eBay (она также занимается онлайновыми продажами и аукционами) менеджерами, от которых следует ожидать особенных достижений в 2000 году.
Хозяева виртуальных континентов, молодые миллиардеры, обладают сходными и весьма завидными притом чертами. Они, как правило, происходят из приличных семей, выросли в приличных районах - Сохо, к примеру, или Ноттинг-Хилле. Окончили престижные университеты. Они отличаются нравом веселым и дружелюбным и ведут вполне расслабленный образ жизни. Молодая образованная богема с миллиардами в кармане, а значит, с неограниченными возможностями - ну чем не боги?..
Слева направо: российские интернет-магнаты Артемий Лебедев и Антон Носик.
Интернет-магнаты в России
Русские интернет-магнаты изо всех сил стараются подтянуться к своим американским коллегам. Ближе всех к олимпийскому сетевому стандарту подошел, без сомнения, Артемий Лебедев - главный русский интернет-дизайнер и рекламный магнат. Лебедев молод, ему всего-навсего 25 лет. Он родился в семье профессора-филолога Лебедева и известной писательницы Татьяны Толстой, с Интернетом познакомился в Америке, где одно время преподавала его мать. Вернувшись в начале 1996 года в Москву, Лебедев принялся завоевывать русский Интернет, тогда еще убогий. Ему это не составило большого труда. Лебедев учредил собственную награду "Избранная страница НЖМД" (одна из возможных расшифровок - "Накопитель на жестком магнитном диске"), которую жаловал понравившимся ему русским сайтам - а нравились Лебедеву все самые популярные страницы русского Интернета. Таким образом Артемий сделал себе начальную рекламу. Завоевав рынок сетевого дизайна (на счету Лебедева - оформление сайтов крупнейших компаний, например "Альфа-Банка", "Комстара", LG и прочих, на каждом из которых студия Лебедева заработала десятки тысяч долларов), Артемий с диким напором принялся зарабатывать деньги на сетевой рекламе. В 1997 году он основал баннеробменную сеть "reklama.ru".
Антон Носик, владелец популярной интернет-газеты "Вести.ru", врач-уролог по образованию, в 1990 году уехал в Израиль, где занялся журналистикой. В середине 90-х он начал вести в израильской прессе колонку "Наши сети", посвященную обзору интернет-сайтов. Одновременно Носик пытался заняться рекламой и продвижением в Интернет крупных компаний, например, открыл сайт Государственного банка Израиля. В декабре 1996-го он открыл собственную сетевую колонку "Вечерний Интернет", а в начале 1997-го вернулся в Москву, где занялся созданием интернет-прессы. Сегодня у Антона Носика пижонский "Порше" лимонного цвета, а созданный им сайт "lenta.ru" был продан недавно за 400 000 долларов.
Но и Носик, и Лебедев для русского Интернета скорее исключение, нежели правило. Его подлинные герои, скромные и неказистые, совсем, увы, не похожи на богов. Вот типичная биография: родился и вырос в городе Энгельс Саратовской области, получил образование инженера-физика, жил в общежитии, читал научную фантастику и слушал Гребенщикова. Об Интернете узнал в начале 90-х: тогда только такие, как он, технари, обуреваемые интеллигентскими страстями, там и обитали. Занимался сетевым программированием, поддерживал сайт лаборатории теоретической физики известного НИИ. Звезда его взошла в 1996-м, когда он начал выкладывать в Сеть свои заметки на общегуманитарные темы, подписанные псевдонимом Иван Паровозов. Его язык, смесь жаргона программиста со словарными феньками наивных провинциальных хиппи, был бесхитростен и коряв, но именно на нем говорили обитатели московских общежитий - и русского Интернета. Неудивительно, что он приобрел у них популярность. Уже в июне 1997 года он оставил прежнее место работы и сделал сетевую журналистику своей основной профессией. А еще через полгода возглавил модный интернетовский журнал.
"Поскольку я не пробовал прожить эти годы иначе, то не могу сказать, было бы денег больше или меньше, занимайся я чем-то другим. Наверное, уехать сисадминить (быть системным администратором. - Ред.) в Калифорнию было бы выгоднее. Но и так неплохо получилось. Дальше денег и прочих материальных благ будет больше, разумеется. Просто потому что так должно быть..." - говорит он теперь. Сегодня он возглавляет интернет-подразделение крупнейшего информационного холдинга.
|