Один из организаторов дефолта 98-го года
воюет за фондовый рынок
Петр Орехин
Независимая газета
23.06.2003
Председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) Игорь Костиков все-таки пошел на обострение отношений с Центральным банком России. Камень преткновения - Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Игорь Костиков продолжает настаивать на выходе Банка России из состава акционеров ММВБ (сейчас у ЦБ 28% акций биржи). "Есть конфликт интересов, и с этим надо как-то разбираться. Позиция ФКЦБ состоит в том, что биржу надо приватизировать", - заявил на прошлой неделе Игорь Костиков. Несмотря на то что публичная роль в столкновении двух ведомств принадлежит главе ФКЦБ, есть все основания полагать, что источник конфликта - первый заместитель председателя Центробанка Андрей Козлов.
Серьезные проблемы между комиссией и банком начались в мае этого года после того, как ЦБ фактически сорвал торги акциями "Газпрома" через клиринговую палату ММВБ. Напомним, что 12 мая, за три дня до начала торгов, Центральный банк РФ направил в адрес ММВБ письмо, в котором запросил документы, касающиеся новой схемы торгов акциями "Газпрома", и попросил воздержаться от реализации проекта до официального сообщения о результатах изучения полученной информации. ФКЦБ данные действия Банка России вывели из себя - проект торгов был тщательно проработан и согласован с комиссией. Возмущенный Игорь Костиков направил письмо премьер-министру Михаилу Касьянову с обвинениями в адрес ЦБ, указав, что его действия выходят "за пределы полномочий Банка России", и предложил вывести Центробанк из состава акционеров ММВБ. Касьянов разослал данное письмо на согласование в Минэкономразвития, Минфин и Министерство по антимонопольной политике. В итоге торги так и не начались.
Руководство Центрального банка предпочитает никак не комментировать происходящее. ММВБ также весьма скудна в своих отзывах - в пятницу появился комментарий представителей пресс-службы биржи, в котором говорится, что выход ЦБ из числа акционеров преждевременен. Равнодушно отреагировало руководство ММВБ и на срыв торгов по "Газпрому", фактически поддержав позицию Банка России, хотя, казалось бы, они должны были возмутиться первыми.
Однако такое единодушие менеджмента ММВБ с Центробанком не случайно. Дело в том, что в апреле на бирже сменился генеральный директор. Вместо отца-основателя этой торговой площадки Александра Захарова был назначен заместитель председателя правления Росбанка Александр Потемкин (в прошлом один из высших менеджеров ЦБ). Инициатором смены руководства, по мнению аналитиков, стал Центральный банк и непосредственно его первый зампред Андрей Козлов. Новая метла тут же начала мести по-новому, и одной из жертв пал проект по акциям "Газпрома", который готовила команда Александра Захарова.
По мнению некоторых экспертов, реальной причиной отмены торгов являются личные амбиции чиновников, ведь формальных причин у ЦБ нет - есть лишь смутные опасения, не создаст ли торговля акциями "Газпрома" дополнительных рисков для биржи, которая является единственным в стране организатором торгов ГКО-ОФЗ и ведущей площадкой по торговле валютой.
Надо отметить, что в последнее время Андрей Козлов зачем-то пытается создать напряженность не только на фондовом, но и на банковском рынке. Например, не так давно он заявил, что в стране должно остаться всего 5-6 крупных и несколько десятков мелких банков. При этом произойти это должно в результате усиленной работы, а не естественным рыночным путем. "Если мы хорошо поработаем, то через 10 лет российская банковская система будет иметь примерно такую структуру", - отметил первый зампред ЦБ. Такой административный подход со стороны одного из руководителей Банка России вызывает по меньшей мере удивление. Глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян так прокомментировал заявления Андрея Козлова: "Любой импульс, исходящий из ЦБ, для рынка очень серьезен, поэтому странно, что в голове у регулятора не развитие рынка и насыщение его продуктами, а формальная цифра".
Сегодняшний конфликт Андрея Козлова с ФКЦБ мог бы так и остаться одним из бесчисленных межведомственных споров, если бы не существенный момент. В середине 90-х ФКЦБ уже вступала в жесткое противостояние с Центральным банком. Причиной того спора было построение правительством пирамиды ГКО, против чего активно возражало руководство комиссии. Что характерно - главным оппонентом ФКЦБ был... Андрей Козлов, работавшей зампредом Банка России. Тогда победила точка зрения Андрея Козлова. К чему это привело, хорошо известно - дефолт 98-го года страна запомнит надолго. Сейчас Центробанк снова активно воюет с ФКЦБ, вмешиваясь на сей раз вообще не в свое дело - регулирование фондового рынка. Хочется надеяться, что последствия вмешательства Андрея Козлова в этот раз будут менее разрушительны, чем августовский кризис конца 90-х.