Мытари спутали понятия
Андрей ДУЮНОВ
Финансовые известия
23.06.2003
Минфин России запрещает принимать к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств объекты недвижимости, право собственности на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре. Налоговые органы, ссылаясь на позицию Минфина, трактуют это не только в целях бухучета, но и налогообложения. Тем самым откладывается до момента регистрации реализация права предприятия на вычет НДС, уплаченного поставщикам за основные средства. В случае со строительством нового предприятия это может растянуться на долгие годы, в течение которых нельзя будет вернуть значительные суммы. Однако позиция МНС противоречит Налоговому кодексу.
В письме Минфина РФ от 8 апреля 2003 г. ? 16-00-14/121 р отмечается, что объекты недвижимости, право собственности на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре, не могут быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств. Такие выводы Минфина налоговые органы пытаются переложить и на налогообложение. Это объясняется тем, что в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты НДС, предъявленные продавцами при приобретении основных средств, производятся "в полном объеме после принятия на учет данных основных средств". В связи с тем, что незарегистрированные объекты недвижимости не могут быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств, налоговые органы нередко признают неправомерным вычет НДС, уплаченный по основным средствам, не прошедшим государственную регистрацию. Однако позиция налоговых органов, связывающая право на вычет с фактом государственной регистрации, неправомерна.
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.
Руководствуясь данной нормой, налоговые органы используют понятие, содержащееся в законодательстве о бухгалтерском учете, т.е. применяют для определения права на вычет понятие "принятие к бухгалтерскому учету в качестве основного средства" как тождественное понятию "принятие на учет основного средства". В связи с этим налоговые органы ссылаются на соответствующие нормы законодательства о бухгалтерском учете, определяющие порядок принятия объектов к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, в т.ч. на условие о государственной регистрации объектов недвижимости.
Вместе с тем в п. 1 ст. 172 НК РФ говорится не о принятии к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, а о принятии на учет объекта основных средств, т.е. в НК РФ используется иное понятие, не предусмотренное законодательством по бухгалтерскому учету. Соответственно применение п. 1 ст. 11 НК РФ и, как следствие, законодательства о бухгалтерском учете, регулирующего принятие к бухгалтерскому учету основных средств, представляется неправомерным.
Таким образом, требование налоговых органов о наличии регистрации объектов недвижимости, имеющей значение при разрешении вопроса о принятии к бухгалтерскому учету, в качестве основного средства в целях налогообложения (вычета НДС), необоснованно.
Более того, ст. 172 НК РФ не ограничивает право на вычет в зависимости от факта государственной регистрации основных средств. В том случае, когда законодатель связывает возникновение каких-либо прав налогоплательщиков с фактом государственной регистрации, об этом прямо указывается в акте налогового законодательства. Так, например, в п. 8 ст. 258 НК РФ отмечается, что подлежащие регистрации основные средства включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию.
Как уже отмечалось, требование о наличии государственной регистрации связано с отражением объекта основных средств на счете 01 "Основные средства". Однако в ст. 172 НК РФ отсутствует указание на возникновение права на налоговый вычет в зависимости от соответствующего счета по Плану счетов.
Аналогичные выводы сделаны в письме Минфина РФ от 14 февраля 2000 г. ? 04-03-03. В данном письме отмечается, налоговое законодательство не устанавливает "порядок возмещения указанных сумм налога в зависимости от применяемых в бухгалтерском учете терминов и определений, а также в зависимости от отражения стоимости приобретаемых основных средств на счетах бухгалтерского учета".
Сделанные выше выводы в полной мере соответствуют и позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 6 апреля 1999 г. ? 7486/98. В данном постановлении отмечается, что суммы НДС могут быть приняты к вычету "в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов. Данная норма не связывает право налогоплательщика произвести зачет налогов с моментом приобретения права собственности на оплаченные и принятые к учету основные средства и счетом, на котором учтены эти средства".
Выводы подтверждаются и сложившейся единообразной судебной практикой. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19 февраля 2003 г. ? А56-23772/02 отмечается, что право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается "с государственной регистрацией прав на недвижимость и с моментом приобретения права собственности на оплаченные и принятые к учету основные средства и со счетом, на котором учтены эти средства". При этом ссылки налогового органа на нормы гражданского законодательства несостоятельны, поскольку налоговое законодательство не соотносит порядок исчисления и уплаты НДС с выполнением требований других отраслей законодательства, в том числе гражданского. Налог исчисляется и уплачивается исключительно на основании налогового законодательства.
|