ОАО РЖД пытается не уйти от налогов
Алексей Амётов
18.06.2003
Госдума приняла сегодня поправки в законодательство о железнодорожном транспорте. В теории они позволят сэкономить значительные бюджетные средства. Правда, обнаружилось, что свежеобразованное ОАО РЖД может нечаянно уйти от налогов.
Госдума сегодня приняла во втором и третьем чтениях проекты законов 'О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"' и 'О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"'. В первом чтении они были приняты 23 мая.
Законопроекты разработаны в соответствии с поручением президента 'в целях исключения неоправданных расходов федерального бюджета и соблюдения интересов Российской Федерации в части обороны страны и безопасности государства, а также совершенствования системы государственного регулирования железнодорожного транспорта в условиях развития конкуренции'. Проще говоря, принятие законов должно позволить значительно сэкономить бюджетные деньги.
На балансе железных дорог насчитывается 187 вагонов для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу. Годовые затраты на приобретение таких вагонов составляют около 122 млн руб.
Так, если раньше в Уставе железнодорожного транспорта предусматривалось, что вагоны для перевозки осужденных приобретаются за счет федерального бюджета и передаются безвозмездно в собственность перевозчиков и при этом арендная плата за пользование этими вагонами уплачивалась перевозчику органами, исполняющими наказания, также за счет казны, то теперь предусматривается ликвидация двойной нагрузки на бюджет.
Кроме того, в закон вносится изменение, позволяющее государству не восполнять потери от госрегулирования тарифов перевозчикам. Ранее было предусмотрено, что потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате госрегулирования тарифов, сборов и плат на железнодорожном транспорте, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих бюджетов.
Между тем в пресс-службе МПС 'Газете.Ru' сообщили, что общий убыток по основной деятельности вследствие неполного отражения в тарифах обоснованных затрат отрасли превысил 16,5 млрд руб.
Например, потери доходов от неприменения в 2003 году повышающего индекса к тарифам на воинские перевозки оцениваются в 0,8 млрд руб., а в целом по основной деятельности на 2003 год прогнозируются убытки 19,2 млрд руб., связанные с жестким государственным регулированием предельного уровня тарифов.
Еще одна проблема, которая требует урегулирования, - совокупная кредиторская задолженность организаций железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал ОАО РЖД. Дело в том, что в соответствии с нынешними нормами законодательства ОАО РЖД не обязано будет выплачивать налоговую задолженность организаций, которые войдут в его состав. Долг останется за организациями федерального железнодорожного транспорта, которые будут лишены имущества, что сделает невозможным его погашение.
Чтобы бюджеты различных уровней не потеряли налоги из-за реформы железных дорог, было решено подкорректировать закон 'О введении в действие части первой Налогового кодекса'. Теперь правопреемственностью по задолженности должны будут обладать и компании, образованные не только в результате реорганизации, но и в результате объединения.
Из-за этого, возможно, несколько затянется реформа железнодорожного транспорта. Дело в том, что акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В этой связи поправку, регламентирующую порядок вступления в силу законопроекта, предлагается скорректировать, исходя из норм Налогового кодекса.
|