Миллер победил Грефа
25.06.2003
Екатерина КРАВЧЕНКО
www.finiz.ru
25.06.2003
Лоббистских возможностей нефтяников не хватило, чтобы запустить газовую реформу по собственному сценарию. Минэкономразвития доверилось опыту руководителей "Газпрома"
Минэкономразвития (МЭРТ) согласилось на реформу газового рынка "по-газпромовски". Источники "Финансовых Известий" в "Газпроме" и министерстве говорят, что позиции экономического ведомства и газового монополиста согласованы на 90%. "Газпрому" удалось добиться существенного смягчения позиции МЭРТ по ключевому для себя вопросу - функционированию газотранспортной инфраструктуры, которая останется под контролем и управлением монополии.
До последнего времени в МЭРТ настаивали на том, что из структуры монополии необходимо вычленить трубу, Центральное производственно-диспетчерское управление (ЦПДУ) и расчленить добычу на несколько компаний. К настоящему моменту в МЭРТ уже сняли требования о дроблении добычи и выделении ЦПДУ, но продолжают настаивать на выделении транспортной инфраструктуры в отдельную дочку, что, как считают чиновники, повысит прозрачность поставок газа, будет гарантировать равный доступ к трубе для всех и увеличит стимул для инвестиций в развитие транспортных мощностей. В "Газпроме" утверждают, что вычленение транспорта в отдельную "дочку" ничего не даст - это лишь увеличит риски и дополнительные расходы, а также снизит управляемость газовой отраслью и увеличит угрозу технологических сбоев в поставках. Но главное - это спровоцирует конфликты не только с акционерами и потребителями, но и с кредиторами. При изменении структуры собственности транспортного звена монополии, доля которого составляет 70% от стоимости "Газпрома", кредиторы имеют право потребовать единовременного возврата долгов, которые составляют около $13 млрд. В "Газпроме" считают, что проблемы, которыми МЭРТ аргументирует выделение трубы из структуры монополии, будут автоматически решены, когда в стране начнется либерализация рынка: когда цены на газ начнут плавно расти, рост спроса на голубое топливо на внутреннем рынке замедлится (с 3% до 1,5%). Увеличение же тарифов за перекачку газа, которые сейчас покрывают лишь эксплуатационные затраты, позволит активно инвестировать в развитие мощностей.
Как удалось выяснить, на преобразовании транспортной инфраструктуры "Газпрома" по аналогии с "Транснефтью" настаивают именно нефтяники, которые считают, что "Газпром" злоупотребляет своим монопольным положением, а если вычленить трубу из его структуры, он лишится этой возможности. В монополии же уверены, что в интересах нефтяников - любым способом ослабить "Газпром". Изменение же структуры собственности транспортной инфраструктуры даст нефтяникам возможность приобрести имущество "Газпрома" или же позволит расставить менеджмент на ключевых постах в транспортной "дочке". Только это позволит удовлетворить газовые амбиции нефтяных генералов, которые, несмотря на громкие заявления, пока занимают слишком скромное место на газовом рынке.
Аналитики считают, что преобразование транспортной инфраструктуры "Газпрома" по аналогии с "Транснефтью" пока невозможно. "В долгосрочном плане это может повысить эффективность. Но в случае с "Газпромом" аналогия с "Транснефтью" некорректна: слишком большая разница в особенностях функционирования систем. Кроме того, непонятно, как будут распределены в этом случае долги, - считает аналитик "Церих Кэпитал Менеджмент" Антон Затолокин. - К тому же раньше 2005-2006 гг. сделать это невозможно: сначала должен произойти существенный рост добычи независимыми производителями".
В "Газпроме" считают, что начало либерализации рынка газа уничтожит почву для конфликтов между участниками газового рынка: рынок снимет все проблемы и уравновесит спрос и предложение голубого топлива. Пока же либерализация рынка остается на бумаге и существует дефицит мощностей, у нефтяников есть возможность развернуть реформу в выгодном для них направлении. Однако возможностей для этого с каждым днем остается все меньше.
|