Срочный рынок в России: малые объемы, но большие перспективы
Интервью директора по рынку стандартных контрактов ММВБ Сергея Майорова агентству AK&M
Рынок стандартных контрактов является одной из наиболее динамично развивающихся сегментов российского биржевого рынка. Среднедневной оборот торгов со срочными инструментами сегодня превышает $20 млн., по сравнению с $3-5 млн. на конец прошлого года, когда началась торговля срочными инструментами в РТС. 2002 год ознаменовался началом торговли стандартными контрактами на крупнейшей российской бирже - ММВБ. О проблемах и перспективах развития срочного рынка в России в целом и на ММВБ в частности корреспонденту агентства AK&M рассказал директор секции стандартных контрактов ММВБ Сергей Майоров.
AK&M: Срочный рынок в России еще очень молод, но на него возлагаются большие надежды. Насколько удачным, по вашему мнению, стал прошедший год для этого сегмента рынка?
Майоров: Когда оборот всего рынка достигает максимум $25 млн. в день, то говорить о больших успехах довольно сложно. Впрочем, индустрия производных инструментов в России пока еще только начинает развиваться, и это достаточно долгий процесс. Рынок, безусловно, растет, к нему привлекается все больше внимания, в частности, со стороны государства. Даже Президент обратил внимание на необходимость принятия отдельного федерального закона о производных финансовых инструментах. Разработка ряда законопроектов по срочным инструментам, а также инициативы государства по созданию срочных контрактов на товарные активы позволяют надеяться, что у этого рынка в России довольно большие перспективы.
AK&M: Принятие каких нормативно-правовых актов сейчас наиболее важно для срочного рынка?
Майоров: Основные законодательные проблемы, стоящие сейчас наиболее остро - это отсутствие единого понятийного аппарата, вопрос судебной защиты - прежде всего, внебиржевых расчетных инструментов, сохранность обеспечения в случае банкротства, а также проблемы, связанные с разделением компетенции регуляторов. Все эти вопросы нуждается в нормативном урегулировании и, как представляется, должны стать основными приоритетами на следующий год.
AK&M: В прошедшем году ММВБ запустила рынок фьючерсов на акции. Насколько успешным, по-вашему, оказался этот проект?
Майоров: Я считаю успехом уже то, что нам, наконец, удалось приступить к торговле фьючерсами на фондовые активы. Позже биржа ввела ряд технологических новшеств - внедрена система Интернет-трейдинга на срочном рынке, удлинена торговая сессия, клиринг по фьючерсам на фондовые активы переведен в Расчетную палату ММВБ, создан механизм переброски денежных средств между различными рынками ММВБ, сформирован институт маркет-мейкеров. Таким образом, создан неплохой технологический задел для дальнейшего развития этого рынка. Среднедневной оборот в секции стандартных контрактов сейчас достигает $3-4 млн. Мы отдаем себе отчет в том, что объемы торгов пока невелики, но здесь гораздо важнее наличие позитивной тенденции, которая, безусловно, наметилась.
AK&M: Какие новые проекты сейчас наиболее близки к осуществлению?
Майоров: 24 декабря Биржевым советом были утверждены спецификации поставочных фьючерсов на акции, сейчас эти документы направлены на согласование в регулирующие органы. Сроки внедрения этих инструментов будут зависеть от рыночных условий. В ближайшие планы биржи входит также начало торговли фьючерсами на белый сахар и нефтепродукты - эти проекты, при наличии заинтересованности со стороны участников соответствующих рынков, можно было бы запустить уже в I квартале 2003 года. Кроме того, мы продолжаем вести консультации с участниками по поводу внедрения фьючерсов на процентные ставки. Уже давно утверждена спецификация фьючерса на ставку MosIBOR (ставка предоставления рублевых кредитов (депозитов) на московском межбанковском рынке). В перспективе возможна торговля фьючерсами на ставки доходности по госбумагам и ставку РЕПО - эти проекты мы также будем запускать в зависимости от потребностей рынка. Пока интерес к процентным фьючерсам довольно сдержанный, хотя очевидно, что рано или поздно эти инструменты будут востребованы, ведь на мировых рынках они пользуются большой популярностью.
AK&M: Есть ли какие-либо планы в отношении торговли фьючерсами на корпоративные облигации?
Майоров: Да, такие планы у биржи есть. Сейчас основной вопрос заключается в том, какие делать фьючерсы - поставочные или расчетные. Пока мы склоняемся к тому, что это должны быть поставочные фьючерсы, и хотим предварительно отработать новую технологию на фьючерсах на акции.
AK&M: Планируете ли вы запускать торговлю опционами?
Майоров: В этом направлении также идет работа. Я думаю, что в 2003 году мы постараемся начать торговлю этими инструментами. Основная проблема здесь заключается в том, как увязать преимущества опционной торговли с принципами системы управления рисками, от которой мы пока не хотим отказываться. Поэтому реализация этих планов будет непростой с технологической точки зрения.
AK&M: Когда можно ожидать начала торгов фьючерсами на еврооблигации?
Майоров: Мы сейчас ведем консультации с Банком России по поводу возможности расчетов в валюте. Я не обещаю, что этот проект стартует в первой половине года, но в течение этого периода мы должны по крайней мере разработать основные принципы торговли этим инструментом.
AK&M: Насколько, по-вашему, перспективен запуск срочных инструментов на еврооблигации? Ведь на спот рынке пока не видно всплеска активности.
Майоров: По-моему, здесь пока рано подводить итоги. Участникам была предложена вполне разумная биржевая технология торговли еврооблигациями, и у этого рынка, на мой взгляд, достаточно большие перспективы. При этом мы, конечно, будем следить за развитием рынка базового актива и в зависимости от этого принимать решение о начале фьючерсной торговли.
|