"Асториец" Красненков как зеркало газпромовской реформации
Куда шли "откаты" от рекламной и спонсорской деятельности газовой монополии
Анна Пчелкина www.compromat.ru 30.06.2003
Этот стремительный и статный "асториец" - один из первых представителей миллеровского призыва в верхушке газовой монополии. Начав с незаметной должности помощника Председателя Правления, Александр Викторович быстро дорос до начальника одного из ключевых департаментов с длинным и запутанным названием, отражающим переход количества в качество - департамента по управлению корпоративным имуществом и корпоративным отношениям. Дальше - получение высокого кресла члена правления "Газпрома" и подготовка к завоеванию новых высот в простой, как башня, газпромовской иерархии.
Руководство такой шикарной для города на Неве гостиницей, как "Астория", выработало у нашего героя почти безусловные рефлексы в следующих областях:
1. Обслуживающий бизнес - это основа основ всякого бизнеса. Поэтому в "Газпроме" Александр Викторович первым делом провел инвентаризацию гостиничного хозяйства и наотрез отказался рассматривать даже пресловутые намеки на продажу т.н. "непрофильного имущества", мотивировав это тем, что 300-тысячному коллективу "Газпрома", работающему в сложных климатических условиях, необходимо отдыхать на
юге.
2. Клиент должен обслуживаться по высшему разряду. Разряд газпромовских гостиниц высок, за это говорит и перечень их названий - Рэдиссон-САС-Лазурная, Рэдиссон-Пик-Отель и др.
Надо отметить, что высокопоставленные постояльцы обслуживаются по самым высоким стандартам, включая предоставление интимных услуг на условиях гарантированной безопасности (ноу-хау в этой сфере были разработаны и реализованы Александром Викторовичем совместно с известным питерским теневым бизнесменом Александром Сабадашем еще в процессе приватизации гостиницы "Астория", проводившейся под непосредственным контролем безвременно ушедших из жизни распорядителей городского имущества - Анатолия Собчака и Михаила Маневича).
Похоже, в недалеком будущем увидим и создание при гостиницах модных ныне гей-клубов, благо опыт в этом деле у Красненкова есть - гей-клуб "Талион" в Питере, который он заботливо опекает, сохраняя, правда, инкогнито. Не забывает он и о клиентах попроще, организуя установление контроля через фирмы близких к нему людей над гостиницами и другими рекреационными объектами в Краснодарском крае, Москве, Петербурге и т.д.
Естественно, слухи приписывают Александру Викторовичу скромный доход не только от текущего гостиничного бизнеса, но и от побочных бизнесов - неформального участия в пригостиничных казино и нелегальной проституции. (Кстати, в северной столице зафиксирована попытка возбуждения дела по участию нашего героя в такого рода теневом бизнесе, оказавшаяся безуспешной.)
3. Вся предыдущая работа - это только тренировка перед обслуживанием Главного клиента. И вот Александр Викторович, засучив рукава, начинает реализацию проекта века - создание горнолыжного курорта в Красной Поляне, стоимостью никак не менее 1 миллирда долларов. И это правильно - надо развивать отечественные курорты, а не выбрасывать деньги в "туретчину".
Средства на проект нашлись, конечно, в "Газпроме" - значительная часть размещенного в начале 2002 года облигационного займа (узнав о столь циничном использовании средств корпорации для обустройства элитных "райских уголков", главный финансист "Газпрома" Виталий Савельев вынужден был написать заявление об отставке).
Кроме того, Красненков вступил в переговоры с руководителями НК "ЮКОС" и финансового консорциума "Альфа-Групп", добиваясь их участия в финансировании краснополянского "проекта века". В результате переговоров было прекращено контролируемое "Газпромом" банкротство НГХК "СИБУР", а взамен ЮКОСу было обещано передать самарский "Нефтехим", "Альфе" же - Тобольский НХК.
4. Маркетинг и реклама - без этого невозможно функционирование обслуживающего бизнеса. И в рекламу Александр Викторович также погружается с головой. Например, в течение 2002 г. его Департамент выступил Заказчиком рекламных и спонсорских кампаний на общую сумму почти 40 миллионов долларов США. Приведем лишь несколько пунктов из обширного перечня:
Спонсорская помощь соревнованиям "Формула-1" - около 9,7 млн долл.;
Спонсорская помощь реализации проекта "Бродвей в Москве" - 3 млн долл. (Интересно, но этот проект, не просуществовав и месяца, закрылся с обещаниями вернуться к нему через год!);
Рекламная кампания спортивного шествия, посвященного возрождению спорта в России (с Некоммерческим партнерством "Здоровье нации") - 2 млн долл.;
Финансирование рекламных фильмов о ОАО "Газпром" (телекомпания "ТАТА") - 2,7 млн долл.
Реклама театра балета Анастасии Волочковой - 0,6 млн долл.
Реклама РОО "Спортивный клуб работников милиции Динамо-дзюдо" в рамках международного турнира Гран-При - 1 млн долл. (Ну это простительно!)
Реклама Международного теннисного турнира St. Petersburg Open (ЗАО "Открытый Петербург") - 1,2 млн долл. (Это также простительно.)
Спонсирование концерта Д.Герингаса (организатор п ООО "Росинтерфест") - 250 тысяч плюс еще 300 тыс. долларов на другой проект "Росинтерфеста" - исполнение рождественских песенок оперными звездами в Гостином дворе перед элитным собранием;
Спонсорская помощь АНО "Студия Позитив-фильм" - 2 млн долл.
Реклама парусной регаты "Жемчужина России" (ООО "Спортсервис") - 3,13 млн долл.
Спонсорская помощь Всероссийской Федерации художественной гимнастики - 1 млн долл.
Спонсорская помощь НО "Фонд национальной сборной по футболу" - 8,3 млн долл.
Перечень показывает широту культурных интересов Александра Викторовича - классическая и хорошая эстрадная музыка, русский балет, ну и конечно русское дзюдо (так же как и теннис и яхтинг), русский футбол, русская художественная гимнастика, производство отечественных фильмов.
А вот продюсирование отечественных фильмов о "национальном достоянии" к 10-летию "Газпрома" не пошло на пользу нашему герою. Компетентные специалисты провели экспертизу соответствующих договоров и посчитали, что имело место завышение цен в 1,5-2 раза по сравнению со сложившимися на рынке рекламных услуг ценами. Они же оценили объемы "откатов" по договорам - в пределах 50% от общей стоимости каждого из договоров (причем, как поговаривают, под какие-то неведомые "политические проекты", по которым, похоже, не менее половины средств не дошло до адресатов).
Посему ФСНП инициировала дело о хищениях значительных средств, допущенных при съемках рекламных фильмов о "Газпроме", одним из основных фигурантов которого является герой нашего повествования. Дело ни шатко, ни валко ведется, но, надо думать, вскоре растворится, поскольку Красненков явно принадлежит к касте неприкасаемых.
Впрочем, по слухам, Александр Викторович, почуяв перспективы разбирательства и уголовного преследования, немного струхнул и попытался "чисто конкретно" решить все проблемы. Быстренько проведя переговоры с нужными посредниками, он заготовил пачки американских долларов для передачи ответственному за ведущееся дело чиновнику ФСНП. Но, как поговаривают, вышла "на старуху проруха", и вот уже гражданин Красненков числится в фигурантом еще одного дела - о попытке дачи взятки должностному лицу.
(Цитируем сообщение Интерфакса от 25 марта 2003 года:
"Заместитель начальника главного организационно-инспекторского управления налоговой полиции России Сергей Платонов и сотрудник этого же главка Михаил Петровский задержаны в результате совместной операции, проведенной службой собственной безопасности налоговой полиции, а также сотрудниками ФСБ и Генпрокуратуры России".)
Возникает естественный вопрос - куда шли "откаты" от рекламной и спонсорской деятельности? На пополнение предвыборных фондов? На пополнение собственного фонда, предназначенного послужить продвижению г-на Красненкова вверх по иерахической лестнице? В любом случае, отвергая эти пресловутые "откаты" как форму ведения отечественного бизнеса, нельзя не отметить, что люди, не имеющие опыта оперирования миллионными суммами, получив к таковым доступ, зачастую не демонстрируют даже элементарных навыков оформления такого рода финансовых операций. И в результате нередко попадают в поле зрения правоохранительных органов.
Впрочем, где наша (или его?) не пропадала. Надо идти дальше, глядишь - добьешься повышения, глядишь - ФСНП расформируют. Действительно, только что шумно отыграли 65-летие зампредправления "Газпрома" Н. Гуслистого, после чего он уходит на заслуженный отдых, а на его место уже нацелился Красненков. Ну а в июне и ФСНП приказывает долго жить.
Рекламный конвейер не останавливается: уже в марте 2003 года через Департамент Красненкова проходит рекламных контрактов на сумму около 12 миллионов долларов.
К переходу на новый высокий пост Красненков заготовил обойму реформаторских идей. Назревшая нобходимость их реализации послужит дополнительным спасательным средством. Пусть читатель угадает с одного раза, кто явился инициатором участия "Газпрома" в создании супер-компании в области ЖКХ и кто войдет в состав ее совета директоров от "Газпрома"? Правильно, Красненков. И будет работать над тем, чтобы приблизить уровень обслуживания в ЖКХ к уровню гостиничного 5-звездного обслуживания (правда, и по соответствующим ценам!).
Мы еще узреем плоды реформаторского пыла "асторийца" на ниве ЖКХ. Лет через 10 будем наблюдать всенародное ликование по поводу юбилея компании "Супер-ЖЭК" - съедутся в Москву и Питер звездные тенора и балерины, будут сняты блокбастеры, а на НТВ каждые полчаса станет всплывать реклама с напоминанием "Супер-ЖЭК - это наше национальное всё!".
Бессмертная эта фраза будет принадлежать крупнейшему специалисту в области филологии А.В.Красненкову, который расставит все точки над всеми Ё.
|