Даешь большой качок! Россия хочет влететь в будущее на задней скорости
Александр ЮРОВ
Московский Комсомолец
02.07.2003
- А что будет потом?
- А потом будет суп с котом.
Это не страшилка и не детская игра. Такой вопрос задают все без исключения малыши своим родителям, а те в страхе за будущее собственных чад легкомысленно отшучиваются. Что будет потом - родители по большому счету в действительности знать не могут.
Хотя... кое-что известно уже сейчас. То, что лежит на поверхности. Например, если стахановскими темпами выкачивать из недр полезные ископаемые, то их скоро не останется...
Запад показал фокус
Иностранные экономисты давно заметили опасность ориентации только на традиционные экономические показатели. Высокий ВВП не означает, что страна одновременно устойчиво развивается. Многое зависит от того, за счет чего страна добивается больших цифр.
Уже несколько лет ведущие международные организации и многие страны пытаются выработать единые критерии. К примеру, ООН предлагает использовать систему интегрированных экологических и экономических счетов. Всемирный Банк ввел в практику индикатор истинных сбережений и уже не первый год оценивает экономическое положение стран по новой методике. Не остались в стороне и европейские государства. Все едины в одном: ВВП не отражает истинных экономических реалий.
Справка 'МК':
Валовой внутренний продукт (ВВП) - это общая стоимость всех товаров и услуг, произведенных на территории страны.
Например, проведенные Всемирным Банком для России расчеты на основе методики истинных сбережений показали, что самый крупный экономический успех нашей страны - 9% ВВП в 2000 году - на самом деле равен... минус 13%. То есть это не успех, а наоборот, провал.
Фокус-покус западной пропаганды? Вовсе нет! Просто, в отличие от наших, иностранные экономисты попытались учесть ущерб от истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Кроме того, с недавних пор за границей при подсчете главных экономических итогов учитывают и уровень бедности в стране. Впрочем, в минусе мы оказались не только поэтому. В глазах мировой общественности наша главная беда - стремительное истощение сырьевой базы.
Добавьте сюда ущерб для здоровья, вызванный загрязнением воздуха и воды. По мнению экспертов МГУ, это 'съело' от 3% до 6% ВВП. То есть практически весь наш экономический рост. Насколько подросли - настолько заболели.
По мнению Запада, наша страна уже несколько лет находится в 'зазеркалье'. Мы бежим в сторону, в которой нет будущего. Лишь одни пустые природные кладовые, отравленные реки и население-инвалиды...
Бегство от реальности
Не так давно я спросил экономического советника президента Андрея Илларионова: что он думает о наших темпах экономического роста и Индексе истинных сбережений? Оказалось, что известный экономист еще не интересовался практикой его вычисления. Впрочем, его ответ меня не удивил. Любой человек во власти должен думать другими категориями. К примеру: не околеет ли в ближайшее время с голодухи народ? Чего-чего, а еды пока хватит.
Впрочем, экономической науке давно известно, что практически все страны, которые наживаются на торговле сырьем, на самом деле за несколько лет снижают свой ВВП на душу населения. Венесуэла, к примеру, за тридцать лет потеряла аж 30% и превратилась из некогда богатейшей страны Южной Америки в захудалую державу.
В мире поняли, что ВВП и его макроэкономические собратья не учитывают социальную и экологическую деградацию. Более того: нещадная эксплуатация природных ресурсов неизбежно соседствует с нищетой значительной части населения и латиноамериканскими контрастами...
Справедливости ради надо сказать, что Андрею Илларионову это известно. Он уже несколько раз заявлял, что наличие нефти в России стало национальным бедствием. Правда, для остальной части исполнительной власти это неважно. Наша страна продолжает 'экономический рост', быстро выкачивая из недр нефть, газ, добывая руду и уголь, вырубая леса, увеличивая нагрузку на землю, используя дешевые и 'грязные' технологии. Забота о здоровье граждан, наука и экология оставлены на потом.
Справка 'МК':
Индекс истинных сбережений - это скорость накопления национальных богатств после надлежащего учета истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды.
Давно подсчитаны теоретические богатства российских подземелий. Зарыто там действительно много. Но если, скажем, нефть выкачивать с нынешней скоростью, то ВВП, конечно, удвоится, но к 2050 году в земле не останется ничего. И на чем тогда будет держаться наш ВВП?..
Тем не менее сказанное не означает, что нужно немедленно сворачивать все наши добывающие отрасли, лесные, рыбные и металло-алмазные промыслы, на 'игле' которых сидит вся экономика.
'Ломки' страна не переживет, - считает профессор экономического факультета МГУ Сергей Бобылев, - но выход все-таки есть. Надо уже сейчас думать о людях. Вкладывать деньги в науку, образование, здравоохранение, новые технологии и обрабатывающую промышленность. Этим путем идут многие страны...'
Мы никого не слышим. Догнать и перегнать, причем любой ценой, - старый лозунг. Но эти слова можно сделать слоганом и современной России и разместить на видном месте под двуглавым орлом. Надо удвоить ВВП? Пожалуйста. Нефтью и рудой еще богаты наши земли. Впрочем, что конкретно даст стране бесконечная погоня за высокими экономическими показателями и до каких крайностей такая политика доведет граждан - на такие вопросы ответа власти не дают. Похоже, достигнув этой цели и вписав в историю гордое имя правителя, страна рухнет в еще большую пропасть.
На задворках прогресса
Арифметика нашего экономического развития, к сожалению, не слишком замысловата. Надо побольше произвести, чтобы денег хватило на все государственные нужды. А как и за счет чего (или кого) это произойдет, неважно. Так было всегда. Этой политике - тысячелетия. Чтобы выживать, надо быть сильнее соседей. А если уж довелось их обогнать, то надо двигаться быстрее и ловчее остальных. Иначе догонят.
Бдительные экономисты рассчитали нашу перспективу и поняли: уже к 2030 году доминировать в Евразии мы не будем, если, конечно, не дадим собственной экономике надлежащего ускорения. Скажем, процентов на 8 в год. Это нам под силу.
Несколько раз нашему государству удавались самые неожиданные эксперименты. В 80-е годы XIX века страна прибавляла по 13% в год. Тогда в мире говорили о российском экономическом чуде. В конце сороковых годов века двадцатого по команде из Госплана удалось обеспечить 12% роста. Так что и мы можем... К примеру, в 20-е годы прошлого века ВВП ежегодно увеличивался на 20%! Причем бурный рост продолжался целых десять лет (!). Страна быстро победила голод. Предприятия заработали, и народ начал богатеть. Но разбогатеть не успел. Не дали:
Кроме того, все экономические успехи прошлого держались на полном отсутствии социальных гарантий. Государственные расходы были ограничены до минимума. Хочешь сытно жить - быстрее бегай. О привычных теперь пенсиях тогда никто не говорил. В 20-х годах их просто не было. Пожилой человек мог выжить, надеясь на себя и собственных детей. Первые пенсии в России появились лишь в 1936 году.
Конечно, экономическое положение современной России невозможно сравнить с годами первых пятилеток. Мы живем лучше и спокойнее. Однако в отличие от прежних лет все наше национальное богатство держится исключительно на полезных ископаемых. Нефть, газ и цветные металлы - это две трети доходной части бюджета. Вся остальная промышленность тихо прозябает на задворках экономического прогресса. В изобретательность наших людей никто не верит.
А потому идеология реформ последних лет и будущие изменения в стране полностью укладываются в эту традиционную схему. Один бежит - другой догоняет. Наш восточный сосед Китай растет темпами больше 10% ВВП в год. Еще в 1978 году наш валовый продукт на душу населения был почти в 8 раз больше. А сегодня - только в полтора раза. А если не учитывать громадное население этой страны, то окажется, что темпы развития российской экономики уже почти в 6 раз меньше. Значит, надо быстрее бежать... Вопрос только: как и куда?
Ведь Индекс истинных сбережений в Китае - плюс 26,8!!! Сравните это с нашими минус 13 и почувствуйте разницу. Стоит ли нам удваивать такие 'достижения'? Стоит ли жить ради смерти?..
|