Владимир Некрасов, президент компании "Арбат Престиж"
Юлия Полякова
Ведомости
21 июля 2003
Владимир Некрасов: "Если у тебя есть деньги, тебя будут любить"
Сеть "Арбат Престиж" продолжают покидать поставщики элитных брэндов. Все началось со ссоры с концерном LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton (LVMH) , ведущим мировым производителем косметики и парфюмерии класса люкс. Среди брэндов LVMH - Givenchy, Kenzo, Christian Dior, Guerlain. Продукция концерна заняла в прошлогоднем объеме продаж компании "Арбат Престиж", по признанию ее президента, 8 - 9%. Примеру LVMH последовали другие поставщики известных марок - Cofidec (Davidoff и Lancaster) , Cosmopolitan Cosmetics (Gucci и Escada). "Мы цены снизили. Поставщикам это не понравилось", - пояснил ситуацию основатель, главный акционер и президент компании "Арбат Престиж" Владимир Некрасов. По его мнению, держать цены на высоком уровне нет смысла до тех пор, пока производители продукции класса люкс не перестанут торговать ею "на рынках, в подвалах, в подземных переходах". Производители же заявляют, что "Арбат Престиж" нарушает принцип торговли селективной косметикой и парфюмерией. Так называют способ распространения продукции известных фирм, при котором должны соблюдаться обязательные условия поддержки товара, оформления места его продажи, уровень сервиса и цен. Гендиректор компании "Селдико", эксклюзивного дистрибьютора в России косметики и парфюмерии LVMH, Корин Жак называет многие высказывания Некрасова оскорблением и провокацией. "Некрасов прекрасно знает, что официальные дистрибьюторы сами страдают из-за серого рынка, - сказала Корин Жак в беседе с "Ведомостями". - Но я не хочу критиковать г-на Некрасова. Наверно, он хочет оставить селективный рынок и заняться масс-маркетом".
- Почему вы поссорились с LVMH? Представители французского концерна говорят, что были недовольны низкими ценами на их товары в сети "Арбат Престиж".
- Это мы недовольны ими, а не они нами. Почему мы выгнали компанию LVMH? Очень просто. 10 - 15% ее товарооборота в России приходится на цивилизованные магазины. А остальное продается на рынках и в переходах, а с таких продаж не платятся налоги. 4 - 5 лет назад это было бы нормально, так как правила игры на нашем рынке были иные. Но государственная машина меняется, ее требования к бизнесменам и рынку тоже меняются. Многие предприятия, например, стали платить сотрудникам белые зарплаты.
- От вас намерены уйти еще две крупные компании - Cofidec (дистрибьютор брэндов Davidoff, Sisley, Sergio Tacchini, Lancaster) и Cosmopolitan Cosmetics (производитель марок Gucci, Trussardi, Dunhill, Escada). Скажете, что вы и их выгоняете?
- Мы считаем, что выгоняем. Причина та же, что и с LVMH. Компания Cofidec декларирует продажи в $45 млн в год. В товарообороте нашей сети они занимают 0,5%. Я позвонил в Douglas-Rivoli, Articoli, другие розничные компании - у них еще меньше! У меня к Cofidec вопрос: куда она продает остальной товар? Та же ситуация с Cosmopolitan Cosmetics. Ее представители сейчас бегают вокруг нас и говорят: давайте, мол, полюбовно разрешим конфликт. А я им говорю: "Прекратите продавать товар по-черному". (По данным отдела маркетинга "Арбат Престижа", цены на товары Cofidec к тому моменту, когда был озвучен конфликт, были снижены до уровня серого рынка. Каков в данном случае этот уровень, представители "Арбат Престижа" не сообщили. Продажи товаров Cosmopolitan в сети, сообщили маркетологи "Арбат Престижа", тоже не превышают 1%. - "Ведомости". ) - Какая вам разница, торгуют производители по-черному или нет? Вы же не налоговая полиция.
- Компания продает на рынках те же товары, что и в магазинах, только по низким ценам, не платя налоги. Но если какая-либо баночка продается на рынках по цене $11 - 12, то почему покупатель должен приобретать точно такую же в магазине по $35 - 36? Это разве нормально? Эта тема актуальна и для других сетей, например Douglas-Rivoli и Articoli.
Пусть производители прекратят продавать товары черным оптом, в подвалах, в переходах, на рынках. Если элитный товар продается рядом с селедкой, то возникает вопрос: мы что, в рыбном магазине торгуем?
- Поэтому вы снизили цены?
- Да, мы цены снизили. Поставщикам это не понравилось. "Мы не согласны с вашей позицией по снижению цен", - заявляют они. Я им объясняю, что в российском законодательстве не существует понятия рекомендованных цен. Каждый из розничных продавцов торгует по ценам, которые считает нужными.
- Производители признают наличие серого рынка, но уверяют, что они не имеют к нему отношения, сами от него страдают, с ним борются. Или представители LVMH, Cosmopolitan и Cofidec в разговорах с вами признают, что эти компании сами занимаются организацией торговли на рынках?
- Конечно, признают и открыто об этом говорят.
- В любом случае обороты знаменитых на весь мир LVMH и Cosmopolitan несравнимо больше, чем "Арбат Престижа". Вы сами говорили, что только на продукцию LVMH приходилось 8 - 9% продаж вашей сети. Зачем вы идете наперекор, дразните "монстров"? Вы же можете потерять бизнес.
- Мы не потеряем бизнес. Для нас не может быть негативных последствий. Между "Арбат Престижем" и поставщиками нет взаимоотношений типа "любит - не любит": если у тебя есть деньги, тебя будут любить. Производителям нужны цивилизованные точки торговли.
- Но если и другие поставщики элитных брэндов проявят солидарность с LVMH, Cofidec и Cosmopolitan? Вы готовы торговать только продукцией масс-маркет?
- Кто живет по российским законам, не ведя двойную бухгалтерию, тот никогда не уйдет. Компания Chanel от нас никогда не уйдет, компания L'Oreal никогда не уйдет. Мы им делаем огромные легальные обороты. Для них это вопрос миллионов долларов в месяц.
- В других странах производители и дистрибьюторы элитных брэндов действуют так же?
- Сейчас нет. Но борьба в России с черным рынком происходит так же, как это было 30 лет назад во Франции и 20 лет назад в Германии.
- Подделок на российском рынке много?
- Около 15%. Это сверх той цифры объема рынка [$4,7 млрд], которую приводят французские журналы. Но ни одна розничная компания не будет связываться с подделками, если ее руководители не сумасшедшие.
В "Арбат Престиж" по вопросам борьбы с подделками обращаются за помощью правоохранительные органы, а также Государственный таможенный комитет. И мы готовы этим органам помогать.
- В каком смысле?
- Мы же крупнейшие специалисты на [парфюмерно-косметическом] рынке. Например, нам приносят товар, и мы можем определить, настоящий он или подделка. Можем определить реальную стоимость товара, его качество. Я согласен с мэром Москвы Юрием Лужковым, что нужно сконцентрироваться на борьбе с некачественным товаром, с подделками и рынками, торговля на которых зачастую ведется без кассовых аппаратов, без уплаты налогов. Я поддерживал и буду поддерживать государственную и фискальную политику государства. Это мое жизненное кредо.
- Раньше вы были известны как дистрибьютор косметики.
- Это было в прошлой жизни. В этой жизни компания "Арбат Престиж" занимается только розницей.
- Почему вы не занимаетесь дистрибьюцией сейчас?
- Это два совершенно разных вида бизнеса. "Арбат Престижем" в 1999 г. было приняло решение о 100% -ном переходе в розницу. Каждая компания должна определиться, в какой нише она будет работать - производителя (дистрибьютора) или розничного продавца. Иначе успеха на парфюмерно-косметическом рынке не достичь.
- Представители компании Temtrade, бывшего российского эксклюзивного дистрибьютора в России продукции L'Oreal PBI (ныне l'Oreal Parfums Beaute) , по их словам, до сих пор не могут забыть период вашей деятельности до 1999 г. [У швейцарской Temtrade были две неудачные попытки в судебном порядке доказать существование дочерних фирм, через которые L'Oreal нелегально поставляла товары в Россию, и взыскать $227 млн. По данным Temtrade, за 1994 - 1999 гг. в Россию и на Украину в обход эксклюзивного дистрибьютора было поставлено товара более чем на $200 млн. А две подставные фирмы, по данным Temtrade, возглавлял Владимир Некрасов. ] - Temtrade придумала эту историю. Если бы это было правдой, то Temtrade получила бы через суд деньги с L'Oreal. Но Temtrade дважды подавала в суд и дважды проиграла. Все документы, которые ее представители предоставили суду, - либо подделки, либо подтасовка.
Старик Янез [Меркун, владелец и президент Temtrade] просил меня помочь ему бороться с компанией L'Oreal и дать показания, выступить во Франции в суде. Янеза я знаю много лет, поэтому открыто сказал ему: "Послушайте, Янез, думайте уже о вечном. Откуда эти идеи подать в суд, дать показания? Сперва поймите, с кем и зачем вы боретесь! " - Кого вы считаете своим главным конкурентом в России?
- По идее, таким конкурентом должна быть сеть Douglas-Rivoli [эта сеть создана на паритетных началах крупной немецкой парфюмерно-косметической компанией Douglas и российским "Люкс Холдингом", владельцем сети Rivoli]. Но то, что Douglas делает в России, пока очень слабо.
- Не рано ли так судить? Ведь Douglas не проработала в России и года.
- Если бы "Арбат Престиж" работал в Германии, то конкурировал бы там с Douglas. В Германии Douglas сильная. Но в Испании, Италии, Франции очень слаба.
- Почему?
- Douglas ориентируется на немецкого потребителя, в других странах действует консервативно, часто не учитывает региональные особенности. Например, в российских магазинах Douglas товары выложены так, как понравилось бы немцам. А "что русскому хорошо, то немцу смерть". И наоборот.
- Вы ни слова не сказали о сети "Л'Этуаль". Представители LVMH называют ее ведущей в России.
- У "Л'Этуаль" отличный от нашей сети формат. Она не является нам прямым конкурентом.
- Какие-либо крупные иностранные парфюмерно-косметические сети собираются прийти в Россию?
- Да. Французские Sephora [входит в группу LVMH] и Marionnaud.
- Когда?
- Возможно, откроют магазины уже в декабре этого года.
- Что тогда будет с "Арбат Престижем"? Ведь придут крупные европейские игроки.
- Основная конкуренция будет между Douglas и Marionnaud. Их концепции похожи (у Sephora концепция несколько иная) , они мировые конкуренты и будут биться в России за нишу, за долю рынка.
- А "Арбат Престиж" что будет делать?
- Мы останемся лидерами. У нас огромный опыт работы с косметикой и парфюмерией.
- Некоторые российские продуктовые сети тоже считались лидерами, пока на нашем рынке не появились немецкие гипермаркеты Metro и французские Auchan.
- Как таковой приход на новый рынок для сети не является залогом успеха. Есть абсолютный мировой розничный лидер Wal-Mart. Остальные вполне могут соревноваться. Не надо к тому же путать рынок продуктов питания с парфюмерно-косметическим: они совершенно разные.
- Возможно ли стратегическое сотрудничество "Арбат Престижа" с какой-либо из иностранных сетей?
- Возможно. Douglas, например, изначально предлагала сотрудничество "Арбат Престижу", а не Rivoli, год с нами вела переговоры. Но мы решили остаться независимыми.
- В какой форме может быть это сотрудничество?
- Пока рано об этом говорить.
- Сколько магазинов вы откроете до конца года?
- К 1 сентября мы откроем еще три. В июле мы открываем наш самый крупный магазин торговой площадью 5000 кв. м, который будет расположен в Москве недалеко от станции метро "Пролетарская" - это бывший универмаг "Сотый". В августе после генеральной реконструкции торговых площадей и установки нового торгового оборудования - на двух этажах торгового центра "Атриум" около Курского вокзала, а в конце августа - в районе площади Ильича. О дальнейших планах могу сказать только то, что нас серьезно интересуют российские регионы.
- Вы планируете использовать франчайзинговую схему?
- Нет. Нам это невыгодно. Многие франчайзи зачастую с трудом воспринимают изменения, новые правила, которые им диктует головная компания.
- Как происходит аккредитация магазинов селективными производителями?
- Схема такая. Розничная компания хочет открыть официальную точку. Определяется направленность магазина, приобретается помещение, продумывается его дизайн. Затем ритейлор обращается к представителю элитной марки и в случае заинтересованности с той стороны предоставляет концепцию (сегодня используется, как правило, компьютерная графика). Если предложение производителю понравилось, то начинаются переговоры о поставках и месте товара на полке.
Кстати, Marionnaud и Douglas продают в своих магазинах и продукцию класса люкс, и продукцию масс-маркет. Да и в LVMH и Cosmopolitan Cosmetics почему-то не учитывают, что "Арбат Престиж" разделил каждый свой магазин на две части: в одной продаются селективные брэнды, а в другой - масс-маркет. Понятно, что на стендах Chanel не выставляется Nivea [один из лидеров рынка недорогой косметики]. Но продукция, которая продается по принципу селективной дистрибьюции, не может продаваться на рынках. Масс-маркет также должен продаваться в магазинах. Поэтому мы будем продолжать снижать цены - пока это единственный верный способ борьбы с серым рынком и двойной бухгалтерией дистрибьюторов.
О КОМПАНИИ
Компания "Арбат Престиж" основана в 1989 г. и занималась дистрибьюцией косметики и парфюмерии. С 1999 г. компания, по словам ее президента Владимира Некрасова, занимается только розничной торговлей. Сейчас в сети 12 магазинов, из них два в регионах - Челябинске и Красноярске. Продажи сети составили в прошлом году $80 млн, к концу 2003 г. их планируется удвоить. По данным парфюмерно-косметической ассоциации "Старая крепость", по числу торговых объектов в России "Арбат Престиж" уступает "Л'Этуаль". Специалисты "Старой крепости" не назвали лидера в области продаж, поскольку не все российские сети раскрывают свои финансовые показатели. У "Арбат Престижа" около 250 поставщиков, в ассортименте сети около 50 000 наименований товаров. Объем российского парфюмерно-косметического рынка, по данным его участников, в этом году составит $4,7 млрд.
БИОГРАФИЯ
Владимир Некрасов является основателем, главным акционером и президентом компании "Арбат Престиж".
"Я занимаюсь косметикой всю свою жизнь", - сказал Некрасов в интервью "Ведомостям". Однако он наотрез отказался рассказывать о своей жизни до 1999 г. Некрасову 49 лет. Он родился в г. Снежное Донецкой области, в 1983 г. окончил Донецкий медицинский институт. Коллекционирует живопись. Многие картины, принадлежащие Некрасову, выставлены в магазинах "Арбат Престиж" и офисе компании.
|