Украденные миллионы
или Как Тихоокеанский флот попал в финансовую кабалу
Борис КРЕМЕР
Версия № 25 2003 г.
'Версия' продолжает расследование махинаций вокруг использования флотского имущества. Этой теме мы уже посвятили несколько публикаций. Всё это время мы продолжаем задавать прямые вопросы командованию ВМФ, которые продолжают оставаться безответными. О причинах такого поведения нам остаётся только догадываться. Как сказал один адмирал, в недавнем прошлом крупный чиновник в главном штабе ВМФ: 'Куроедов вам никогда не ответит - он в растерянности'.
В чём же причина 'растерянности' адмирала Куроедова? Оказавшиеся в нашем распоряжении документы могут несколько прояснить этот вопрос. Лёгкость, с которой адмиралы, в том числе и бывший командующий Тихоокеанским флотом адмирал Куроедов, расставались с вверенным им имуществом и денежными средствами, не может не удивлять. С баланса Тихоокеанского флота списывались не только суда, но и миллионы долларов. Документы аккуратно уничтожались. Якобы 'за истечением сроков хранения'.
Лучший друг Тихоокеанского флота
Имя гражданина США Майкла Майзела, в недавнем прошлом жителя Приморья Михаила Мазеля, хорошо известно на Краснознамённом Тихоокеанском флоте.
Ещё бы - Майзел был одним из первых предпринимателей протянувших флоту дружескую руку помощи в трудные для него времена. Вернее, не Майзел, а созданное им в 1991 году совместное американо-российское предприятие АМ-Russ Trade Inc.
Майзел решил помочь ТОФу в святом деле поддержания высокой технической готовности судов вспомогательного флота, на что у государства денег тогда катастрофически не хватало. Естественно, делалось это небескорыстно. Майзел предложил адмиралам незатейливую схему: 'Я беру у вас суда в аренду и ремонтирую их за счёт арендной платы'. Что-то вроде взаимозачёта. Живых арендных денег флоту не полагалось. Естественно, в сферу интересов Майзела попали суда совсем небезнадёжные. В большинстве своём относительно новые. Это танкеры 'Ахтуба', 'Егорлык', 'Печенга', 'Аргунь', 'Бурея', 'Илим', 'Уфа', суда обеспечения 'Анадырь', КИЛ-498, КИЛ-927, МБ-306, МБ-99, МБ-76. Всего тринадцать судов.
В минусе
Бизнес закрутился. Арендаторы стали получать неплохие прибыли, а собственник - Тихоокеанский флот - наращивать техготовность вспомогательного флота. Однако случилось непредвиденное.
В 1994 году в Сингапуре был арестован средний морской танкер 'Аргунь'. 'За какие такие грехи?' - возмутились было адмиралы. За долги. Претензии предъявила судоверфь 'Сембаванг' за долги по ремонту судов вспомогательного флота ТОФ в период с 1991 по 1993 год. А что же Майзел, который брал на себя обязательства по их ремонту? А Майзел объяснил ситуацию просто: мол, арендной платы, которую он должен флоту, совсем не хватает на ремонт судов и флоту нужно доплатить из своего кармана... Взаимозачёта не вышло.
Слово министра
Тем временем Москва выразила серьёзную обеспокоенность сложившейся ситуацией. 23 февраля 1996 года вышла директива министра обороны РФ Д-5 где в пункте 3 чёрным по белому было прописано следующее: 'Незамедлительно принять необходимые меры по возвращению на Тихоокеанский флот среднего морского танкера 'Аргунь' и его команды, арестованных в Сингапуре'. Задача звучала более чем конкретно, и адмиралы стали чесать затылки, как бы воплотить планы министра в жизнь.
Выход был один: долги необходимо вернуть. Долги решили вернуть через господина Майзела. Флот возмещал Майзелу дополнительные затраты на судоремонт, а Майзел как непосредственный заказчик возвращал долги судоверфи 'Сембаванг'.
Стали считать, на сколько же денег 'попал' ТОФ. Считали долго. Аж до 15 марта 1997 года. В этот день на свет появился документ под названием 'Акт сверки взаимных расчётов по задолженности вспомогательного флота ТОФ компании 'Нэшнл Пасифик ЛТД' (компания Майкла Майзела АМ-Russ Trade Inc, о которой шла речь выше, в 1992 году была преобразована в Soviet-American Foods, а спустя год - в National Pacific LTD. - Авт.). Документ серьёзный. Под ним значатся подписи начальника Службы вспомогательного флота ТОФ капитана 1-го ранга Яковлева и самого Майкла Майзела. Акт согласован с начальником финансово-экономического управления ТОФ генерал-майором Шевченко (ныне главный финансист ВМФ) и утверждён командующим Тихоокеанским флотом адмиралом Куроедовым. Насчитали аж 7 миллионов долларов...
Нет смысла говорить, что значили тогда для флота такие деньги. Таких денег у флота не было, рассчитывать на то, что их даст Москва, тоже было бессмысленно. Оставалось надеяться на собственные силы. Схема была придумана: Майзелу в счёт погашения долга был сдан в аренду на семь лет танкер 'Аргунь'. По миллиону долларов в год. Адмиралы настолько прониклись, что решили в отработку долга запустить ещё пять танкеров. Но самое интересное началось позже.
Форсмажор
Когда дело касается таких больших денег, без обиженных не обойтись. Так было и здесь. В роли обиженного выступил бывший компаньон Майзела гражданин США Гарри Горин. По словам Горина, Майкл Майзел незаконно исключил его из числа учредителей 'Нэшнл Пасифик', то есть попросту кинул. Обида Гарри Горина была настолько сильна, что он решил рассказать правду. Правда была направлена в адрес министра обороны РФ маршала Сергеева, уже главкома ВМФ адмирала Куроедова и главного военного прокурора генерал-лейтенанта юстиции Дёмина 1 января 1998 года. В своём заявлении Гарри Горин требовал принять меры в отношении лиц, 'допустивших должностные злоупотребления'. Что же это были за злоупотребления?
По словам Горина, реальная задолженность за ремонт судов перед судоверфью 'Сембаванг' составляла не 7 (сколько посчитали на флоте) и даже не 5, а... 1,8 миллиона долларов. То есть, по словам Горина, адмиралы сознательно завысили сумму реальной задолженности ТОФ на 5,2 миллиона долларов. Более того, по словам Горина, фактическая фрахтовая ставка танкера 'Аргунь', который был спешно брошен на отработку долга, составляла не 1 миллион долларов в год, а 1,8 миллиона. То есть адмиралы сдали его в аренду за сумму почти в два раза меньшую рыночной. Обвинение серьёзное.
Чуткая проверка
Заявление бывшего компаньона Майзела было воспринято с вниманием. Тихоокеанский флот был подвергнут глубокой проверке. Правда, из Москвы никто не приехал. Тихоокеанский флот проверял сам себя. В проверке приняли участие всё те же финансово-экономическое управление и техническое управление ТОФ с всё теми же руководителями, чьи подписи стояли под цифрой задолженности в 7 миллионов долларов...
Со стороны военной прокуратуры проверкой рулил старший помощник военного прокурора Тихоокеанского флота майор юстиции Быков. Проверка завершилась 16 декабря 1998 года. Её результаты были предсказуемы.
Концы в воду
Никаких нарушений в своей работе адмиралы и генералы не нашли. Не нашёл их и майор юстиции Быков, чем он и мотивировал отказ в возбуждении уголовного дела. Прокуратуре виднее. Прокуратура не нашла ничего плохого и в том, что многие цифры, отражённые в акте, были попросту высосаны из пальца. Вот цитата из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела: 'Согласно акту документальной проверки, исследованные дела СВФ (службы вспомогательного флота. - Авт.) ТОФ содержат не все оправдательные документы, так как сроки их хранения истекли, в связи с чем установить соответствие указанных в акте сверки взаиморасчётов подлинным оправдательным документам не представилось возможным'. Занавес.
Миссия невыполнима
Сколько же Тихоокеанский флот реально задолжал за ремонт своих судов? Этого уже не узнает никто. Документы уничтожены.
Кстати, директива министра обороны Д-5 так и не была выполнена. После того как Майзел получил в аренду танкер 'Аргунь' на условиях бербоут-чартера, он оперативно через цепь подставных фирм переоформил судно в свою собственность. На данный момент танкер 'Аргунь' с частью команды находиться под арестом в порту Кейптауна (ЮАР). В то, что судно вернётся на Тихоокеанский флот, уже не верит никто.
|