Успех компании Google
Александр БЕЗЛЕПКИН www.izvestia.ru
03.08.2003
Поисковые системы могут уже в ближайшее время заметно потеснить сетевые магазины и аукционы на рынке интернет-услуг. Первым признаком начинающейся революции стал успех компании Google в переманивании клиентов у американских коммерческих сайтов.
Очередной подъем интернет-экономики, начинающийся после кризиса последних лет, отмечен стиранием границы между торговлей и предоставлением услуг собственно информационных: оживление надежд на превращение Интернета в источник дохода затронуло даже тех, кто ранее не был замечен в погоне за прибылью.
Началом переворота послужили два изобретения, направленные на отсеивание сетевого мусора из ответов поисковых машин на запросы пользователей. Их необходимость ощущалась весьма остро. Из десяти первых ссылок, выдаваемых в ответ на вопрос об автомобилях, пять вели на порносайты. Никакие усовершенствования анализа словарного состава текстов не помогали изменить это соотношение: распространители "спама" многократно повторяли на своих страницах ключевые слова той сферы интересов, на которой они паразитировали. Иногда такая "наживка" выписывалась белыми буквами на белом фоне и даже не демонстрировалась авторам вопросов.
Одно из нестандартных решений предложили в конце 90-х стэнфордские студенты Сергей Брин и Ларри Пейдж. Оно исходило из предположения, что сайты, которые в действительности, а не фиктивно объединены общей темой, связаны системой ссылок. Например, страница, посвященная творчеству певицы Мадонны, обязательно ведет к сайту ее фанклуба и к онлайновым магазинам, торгующим компакт-дисками с ее песнями и постерами с ее изображением.
Само по себе это изобретение, ставшее толчком к созданию его авторами компании Google, еще не предвещало коммерциализации поисковых систем. Но послужило необходимым подготовительным шагом в этом направлении. Google первой из аналогичных интернет-служб стала для американцев инструментом повседневного пользования. В ее строке запросов не только помещают цитаты, чтобы идентифицировать автора, но и перечисляют содержимое холодильника, чтобы узнать, что из такого набора ингредиентов можно приготовить. Сегодня 10 тыс. компьютеров системы Google, рассредоточенные по всему миру, ежедневно отвечают на 200 млн вопросов.
Изобретателем другого, типично американского способа борьбы с сетевым хулиганством стал Билл Гросс, будущий основатель компании GoTo.com, в 2001 году переименованной в Overture. Критерием отбора "достойных" адресов он предложил сделать деньги: фирмы, желающие фигурировать в первых строчках ответов поисковой машины, стали участвовать в аукционах, на которых продавались ключевые слова, связанные с областью их специализации. Новый метод сразу подвергся критике. Недовольство рекламодателей было вызвано падением популярности "топ-листов" из-за размывания границы между рекламной и некоммерческой веб-информацией. Не обошлось без побочного эффекта и последовавшее за этим графическое выделение рекламы с указанием ее стоимости: от услуг Гросса сразу отказались наиболее скрытные клиенты вроде Amazon.com.
Но настоящий прорыв произошел в феврале 2002 года, когда Google совместила обе идеи, начав проводить аукционы по образцу Overture и размещать объявления победителей сверху и справа от экранного поля, в котором представлены результаты поиска. Это нанесло сильный удар по рыночным позициям онлайновых магазинов. Даже после того, как один из гигантов интернет-торговли компания EBay взяла на вооружение метод Google и Overture, это не остановило отток ее клиентов, осознавших преимущества систем широкого информационного поиска перед страницами специализированных продаж.
Сыграли свою роль и разные ценовые стратегии компаний. 8 центов, которые Google взимает за каждое посещение сайта рекламодателя пользователями системы, выглядят гораздо более скромно, чем достигающая $3,30 плата за присутствие в списках EBay, к которой прибавляются 5,25% от первых $25, выплачиваемых покупателем, плюс несколько меньшие комиссионные за оставшуюся часть суммы. По подсчетам продавца игрушек Джоэла Боблита, который приобрел у Google право на появление его рекламы при таких запросах, как "игрушечные солдатики" и "магазин игрушек", услуги Google обходятся ему ежемесячно в $1200, в то время как продажи с помощью EBay стоили бы от $8 тыс. до $10 тыс. Подобные арифметические соображения привели в рекламную службу самой популярной поисковой системы мира уже около 100 тыс. клиентов.
По оценке аналитика US Bankorp Piper Jaffray Сафы Рашчи, "торговля словами" приносит Google около 80% дохода, который составит в этом году $1 млрд. Это в десять раз превышает показатели 2001-го, зафиксированные перед началом аукционов. По мнению Рашчи, к моменту первичной продажи акций Google, которая согласно прогнозам должна состояться до конца 2003 года, рыночная стоимость компании вырастет до $10 млрд.
|