Михаил Ходорковский считает, что судебное преследование его компании вызвано запланированным слиянием с "Сибнефтью"
Дмитрий Симакин, Андрей Скробот
Независимая газета 07.08.2003
Новые обыски по "делу ЮКОСа" начались вчера почти одновременно с рассмотрением в Басманном суде Москвы жалобы адвокатов нефтяной компании на нарушения, допущенные представителями Генпрокуратуры во время обыска в архиве ЮКОСа 11-12 июля с.г. На этот раз следователи Генпрокуратуры и ФСБ пришли в офис компании "Сибинтек", провайдера всех компаний, входящих в группу ЮКОС. По окончании обыска юристы ЮКОСа заявили, что тот же день подготовят новую жалобу на действия следователей Генпрокуратуры во время обыска в "Сибинтеке".
Пока же служители Фемиды не удовлетворили ни одного подобного ходатайства юристов нефтяной компании. Вчера Басманный суд Москвы на закрытом заседании признал законными обыски, проведенные Генпрокуратурой в компании "М-Реестр", являющейся реестродержателем ЮКОСа. Как сообщил журналистам адвокат компании Андрей Тарасов, суд признал законным изъятие в ходе обыска 4 июля главного сервера, на котором была информация, не имевшая отношения к уголовному делу, расследуемому Генпрокуратурой, и подтвердил законность изъятия у компании письменных документов. А рассмотрение жалоб адвокатов "ЮКОС-Москва" на нарушения, допущенные следственной группой в ходе обысков 11-12 июля, отложены на 13 августа.
В среду утром к бизнес-центру, расположенному в доме # 5 по Загородному шоссе, где находятся офисы ОАО "ЮКОС-Москва" и компании "Сибинтек", на нескольких микроавтобусах и "Волгах" прибыли сотрудники ФСБ и Генпрокуратуры. По приказу представителей спецслужб были закрыты ворота на территорию бизнес-центра и прекращен въезд и выезд автотранспорта. При входе в здание следователь Насибуллина предъявила постановление об обыске и предложила подписать его помощнице руководителя "ЮКОС-Москва" Анне Маслянко, которая отказалась это сделать. Следователь предупредила девушку, что на нее наденут наручники и увезут, после чего подпись была поставлена. Таким образом, обыск был начат без подписания протокола руководителями компании. А когда один из юристов компании, адвокат Рашид Янгулов выразил протест по поводу нарушения процедуры обыска, сотрудники ФСБ насильно вывели его из помещения. Только после этого адвокату был показан текст постановления о проведении обыска в помещениях, которые ранее занимала компания "Апатит-Трейд". Заместитель начальника управления информации Генпрокуратуры Наталья Вишнякова сообщила корреспонденту "НГ", что обыск в офисе "Сибинтека" проводился в рамках расследования дела Платона Лебедева, и подтвердила, что его проводили следователи Генпрокуратуры.
Позднее заместитель начальника правового управления ЮКОСа Дмитрий Гололобов заявил журналистам, что юристы компании "Сибинтек" не были допущены к проведению следственных действий. Адвокаты, представляющие интересы компании "ЮКОС-Москва", считают такое поведение следователей сознательной позицией по отстранению профессиональных юристов от участия в следственных действиях.
По словам Дмитрия Гололобова, сотрудники ФСБ изымали любые электронные носители информации, досматривали личные сейфы сотрудников компании и их бумаги. По словам адвокатов компании, следователи также изъяли документацию совета директоров компании ЮКОС с 1993 по 1997 год и газетные вырезки, касающиеся действий Генпрокуратуры в отношении нефтяной компании. При этом все документы и вещи, которые планировалось изъять, выносились в коридоры. По словам Гололобова, следователи утверждают, что их интересуют документы, касающиеся компании "Апатит-Трейд". Между тем "Сибинтек" занимается разработкой проектов автоматизации технологических процессов приема, хранения, отпуска и коммерческого учета нефтепродуктов на нефтебазах ЮКОСа. В рамках этих проектов проводится автоматизация учета продаж нефтепродуктов с региональных складов ЮКОСа. По мнению наблюдателей, не исключено, что правоохранительные органы в гораздо большей степени, чем документы "Апатит-Трейда", интересуют именно эти направления деятельности "Сибинтека".
Протокол обыска был подписан в 14.30, после чего следователи покинули здание, забрав одну коробку, в которой, видимо, находились изъятые материалы. Как утверждают сотрудники "Сибинтека", следователи, покидая здание, стерли видеопленку системы наблюдения, на которой записан их приход. Для этого они закрылись в помещении, где находится аппаратура видеонаблюдения охраны.
Обращает на себя внимание тот факт, что непосредственно перед вчерашними событиями вокруг ЮКОСа стало известно об интервью, данном главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским лондонской "Файнэншл таймс". Как пишет газета (перевод интернет-издания Inopressa.ru), глава ЮКОСа заявил, что юридическое преследование компании началось из-за ее планируемого слияния с конкурирующей фирмой "Сибнефть", и обвинил прокуратуру в том, что она действует заодно со спецслужбами. "Объявив о планируемом слиянии, мы тем самым усилили позиции одной половины близкого окружения Путина - или так по крайней мере это было воспринято другой половиной. Они решили принять определенные контрмеры", - передает интернет-издание слова Ходорковского.
Он предостерегает, что, продолжая действовать такими методами, прокуроры "сами подписывают себе приговор". Ходорковский отметил, что он оказался в центре схватки, происходящей сейчас в Кремле между либеральными реформаторами и сторонниками жесткой линии из органов безопасности. Глава ЮКОСа утверждает, что при возбуждении уголовных дел против двух сотрудников его компании работники прокуратуры работали сообща с ФСБ и прибегали к запугиванию и фальсифицированным уликам, "даже не пытаясь придать видимость уважения несовершенных законов нашей страны". "Файнэншл таймс", ссылаясь на мнение "многих наблюдателей", утверждает, что расследование, вызвавшее беспокойство у иностранных инвесторов, стало результатом реакции сторонников жесткой линии в Кремле на угрозу растущих политических амбиций Михаила Ходорковского, дополнительный импульс которым придала бы объединенная компания "ЮКОС-Сибнефть".
В пользу версии Михаила Ходорковского говорит и тот факт, что новая атака силовиков на ЮКОС началась в тот день, когда нефтяная компания в рамках слияния с "Сибнефтью" начала выкупать свои акции у акционеров по цене, почти на треть выше текущей рыночной. Заявки на выкуп акций будут приниматься, как и планировалось, с 6 августа по 5 сентября. Впрочем, Михаил Ходорковский не раз заявлял журналистам, что юридическое преследование ЮКОСа не повлияет на процесс слияния его компании с "Сибнефтью", которое, как подчеркивают представители обеих компании, должно завершиться к концу этого года.
|