Аркадий Дворкович: "Главная проблема - риски, связанные с правами собственности"
В этом году МЭРТ не ожидает высоких темпов роста
Константин Фрумкин Независимая газета 18.08.2003
Судя по статистике за первое полугодие, экономика России переживает настоящий бум. Действительно ли это так, в чем причина наших экономических успехов, устойчив ли рост страны и что может ему помешать, говорит в эксклюзивном интервью "НГ" "главный макроэкономист" правительства - заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович.
Из досье "НГ"
Аркадий Владимирович Дворкович - родился в 1972 году. В 1994 году окончил экономический факультет МГУ. В 1997-2000 годах руководитель Экономической экспертной группы Министерства финансов РФ. 26 марта 2001 г. назначен заместителем министра экономического развития и торговли РФ. По данным американского журнала BusinessWeek, Аркадий Дворкович входит в число 50 перспективных мировых лидеров.
Аркадий Дворкович прогнозирует, что притока капитала не будет.
- Почему темпы экономического роста так резко выросли в нынешнем году?
- Сверхвысокие для нашей страны показатели по первому полугодию - 7,1% - объясняются тремя причинами. Первая - это "эффект базы". По сравнению с первым кварталом прошлого года мы не могли не вырасти достаточно прилично. Во-вторых - очень высокая инвестиционная активность. Темпы роста инвестиций составили около 12%. За инвестициями развивалась строительная отрасль, промышленность стройматериалов, машиностроение. Наконец, в первом полугодии в нашу пользу сыграл ценовой фактор. Цены на нефть были на уровне 27 долларов за баррель, это также внесло примерно однопроцентный прирост по отношению к тому, что могло бы быть при более низких ценах.
Но в целом по итогам года мы не ожидаем таких же высоких темпов роста, и прежде всего потому, что будет исчерпан "эффект базы". Кроме того, в первом полугодии наблюдался чистый приток капитала, но во втором полугодии мы его не прогнозируем. Всего мы рассчитываем, что темпы роста составят около 6%.
- Вы упомянули налог на прибыль. Может быть, реформа этого налога вообще была ошибочной? Ведь возникли проблемы даже с его собираемостью...
- Серьезный минус заключается в том, что при отмене инвестиционных льгот мы не создали других стимулов для повышения инвестиционной активности. Это могли быть и изменения в налоге на добавленную стоимость, и меры, связанные с нашими предложениями по особым экономическим зонам, это и налоговый кредит. Самые разные пути могли бы быть использованы, но ни один из них пока не вошел в практику.
- Ну а без всех этих механизмов - какова ситуация в инвестиционной сфере в этом году?
- Положение дел в инвестиционной сфере достаточно традиционно. Большая часть инвестиций идет в ТЭК, в экспортно-ориентированные отрасли. Но, с другой стороны, мы видим признаки того, что инвестиции пошли и в другие отрасли. Например, в пищевую отрасль (один из лидеров по привлечению инвестиций), есть примеры инвестпроектов в машиностроении, в том числе в автомобильной отрасли.
- Вы имеете в виду так называемые "сборочные проекты"?
- Пока что сборочные. В ближайшие два года доля автомобилей, собираемых в России по иностранным технологиям не превысит 10-15%. Но в интервале 5-7 лет мы ожидаем возрастания их доли по крайней мере до 25-30%. Это будет серьезным вкладом, особенно с учетом того, что те машины иностранных марок, которые производятся сейчас, будут через 5 лет подержанными автомобилями, а такой 3-5-летний автомобиль все равно будет лучше, чем наши 1-2-летние автомобили. Впрочем, технологическое отставание преодолеть собственными силами не так просто, скорее даже невозможно в короткий период времени. Примеры инвестиций есть и в лесопромышленном комплексе. Но пока инвестиции в несырьевой сектор не стали масштабными и массовыми.
- Чем же это объясняется?
- Целым рядом причин. Это и административные барьеры, например, процедуры выделения земельных участков под строительство, что объясняется, в свою очередь, медленной реализацией Земельного кодекса. Важный фактор - недостаток инфраструктуры в местах, которые наиболее привлекательны с иных точек зрения - скажем, близостью к месту сбыта.
Есть много таможенных проблем - во-первых, в силу того, что Таможенный кодекс еще не вступил в действие, и, во-вторых, вследствие того, что система таможенных пошлин еще недостаточно оптимальна для инвестиций. Этой системе не хватает стабильности, инвесторы не знают, как будут меняться таможенные пошлины.
Наконец, самая главная, с моей личной точки зрения, проблема - это риски, связанные с правами собственности, причем как на корпоративном уровне (достаточно жестокие внутрикорпоративные конфликты продолжаются), так и в связи с действиями правоохранительной системы. Эти риски, к сожалению, сейчас очевидны для всех. И это не вопрос работы отдельных должностных лиц, это вопрос системы. Поэтому мы не ожидаем, что инвестиции в несырьевой сектор будут увеличиваться скачкообразно. Но они будут нарастать, так как рынок суперпривлекательный, количество людей со средними доходами возрастает, соответственно рынок сбыта для более качественной продукции возрастает.
- А каковы же основные источники инвестиций?
- Сегодня можно, пользуясь рекордно низкими процентными ставками за рубежом, привлекать заемный капитал и финансировать инвестиции за счет займов. Денег сейчас у нас достаточно, не хватает хороших инвестиционных проектов и прозрачных предприятий. Заемный капитал является наиболее привлекательным как вследствие низких процентных ставок на западных рынках, так и из-за относительного благоприятствования налогового законодательства. Займы оказываются выгодными еще и потому, что выпуск акций связан с необходимостью раскрытия информации, к чему у нас далеко не все компании готовы. Хотя и в сфере займов есть ограничения. У наших банков денежные ресурсы очень длинные. Спрос на более длинные деньги пока не может быть удовлетворен. В результате собственные средства предприятий пока еще остаются главным источником финансирования инвестиций. Из собственных ресурсов предприятий используется до 50%.
- Куда же девается остальное?
- Остальное уходит на самые разные цели. Начиная от дивидендов - что совершенно нормально - до социальных программ и благотворительности. Таким образом, резерв привлечения инвестиций за счет использования собственных средств есть. Но есть риски, о которых мы уже говорили, - риски, связанные с правами собственности, кратковременные политические риски, неизбежные в предвыборный период, риски, связанные с макроэкономикой, - инфляция у нас пока еще измеряется двузначными цифрами. Пока эти риски не уменьшатся, все эти резервы инвестиций не будут задействованы в полной мере. Инвестиции - не благотворительность. Основной критерий - отдача на вложенный капитал, и государство (в лице каждого его представителя) должно сделать все для повышения этой отдачи. В конечном счете лучше делить большой пирог, чем довольствоваться корочками с барского стола.
|