Интервью начальника управления по координации федеральной целевой программы «Электронная Россия» Министерства РФ по связи и информатизации Олега Бяхова
Вопрос: Олег Владимирович, расскажите, пожалуйста, какие задачи стоят сейчас перед участниками программы «Электронная Россия», можно ли сегодня говорить о наличии проблем, которые могут тормозить развитие программы?
Ответ: Действительно, программа недостаточно отвечает требованиям сегодняшнего дня, что подтверждают и сами разработчики программы, и госзаказчики, и ведомства, использующие результаты мероприятий программы. Необходимость доработки программы выявилась по прошествии полутора лет реализации «Электронной России» мы накопили определенный опыт, смогли выявить основные недочеты, которые есть в первоначальной редакции.
В той редакции, которая существует на настоящий момент, недостаточно конкретно прописаны результаты, которые будут получены после реализации ФЦП, цели программы изложены слишком общо и, что особенно важно, мероприятия «Электронной России», осуществляемые различными госзаказчиками, зачастую дублируются.
С другой стороны, есть финансовая проблема программа на сегодняшний день финансируется не в том объеме из федерального бюджета, как было предусмотрено изначально. В 2003 г бюджетное финансирование составило около 20 процентов от того, что предусмотрено в тексте программы. При этом от программы уже сейчас многие ждут конкретных результатов, и ее нельзя просто закрыть.
Сейчас нам нужно подготовить более жесткую, более концептуальную, последовательную и рассчитанную на конкретные результаты редакцию программы, где были бы отражены показатели эффективности внедрения «Электронной России» и внести ее в правительство.
Подготовка новой редакции это первая из задач, которая стоит сейчас перед нами. Вторая задача добиться, несмотря на ограниченность финансирования из федерального бюджета, конкретных результатов, которые можно было бы продемонстрировать общественности.
В первую очередь необходимо показать, что информационные технологии призваны и могут повысить прозрачность органов власти. Эффективность работы всех структур власти, начиная с муниципального уровня и заканчивая правительством РФ, на прямую зависит от упрощения взаимодействие граждан и власти и различных органов власти друг с другом.
Массовое применение информационных технологий это тот инструмент, при помощи которого можно достаточно быстро изменить способ взаимодействия государства с гражданами, с бизнесом. В этом смысле я бы назвал его одним из основных рычагов административной реформы.
Вопрос: Когда появится новая редакция федеральной целевой программы «Электронная Россия»?
Ответ: Проект новой редакции федеральной целевой программы «Электронная Россия» будет представлен в правительство ориентировочно в 4 квартале 2003 г. Окончательный срок представления новой редакции ФЦП «Электронная Россия» в правительство будет определен после того, как в сентябре состоится заседание правительства РФ, на котором будет рассмотрен вопрос «Об использовании современных информационных технологий в деятельности федеральных органов власти».
Рабочая группа по разработке новой редакции будет создана после сентябрьского заседания правительства. В обсуждении программы должны принимать участие не только представители органов государственной власти. Несмотря на то, что программа является федеральной, ограничивать круг тех, кто будет над ней работать, только представителями федеральных органов власти было бы неправильно. Мы будем привлекать регионы, представителей бизнеса и научной общественности.
Вопрос: Что, по Вашему мнению, является основной задачей программы «Электронная Россия»?
Ответ: Мне приходилось не раз обсуждать эту тему в различных аудиториях. Программы такого рода в разных странах сфокусированы либо на создании более эффективного правительства, либо /более широко/ на общем стимулировании развития сектора информационных и коммуникационных технологий в экономике, либо /еще более широко/ на повышении производительности труда в экономике в целом за счет повышения качества человеческого капитала. Мое убеждение состоит в том, что для получения практических результатов следует сосредоточиться на узкой формулировке цели программы, которую можно коротко назвать «создание электронного правительства».
Одна из задач «Электронной России» достижение прозрачности исполнительной власти всех уровней. Чем прозрачнее будут органы госвласти, тем выше будет уровень доверия к ним, тем, в частности, эффективнее будет исполняться бюджет. Прозрачность органов госвласти могут и должны обеспечивать информационные технологии.
Одно из основных направлений развития ФЦП создание единых стандартов информационного обмена, единой базовой информационной и коммуникационной инфраструктуры. Это не мегапроект, призванный с помпой потратить очередную порцию федеральных денег. Один из основных рисков сегодняшней бессистемной информатизации органов госвласти внедрить множество несовместимых решений, на интеграцию которых предстоит в будущем потратить еще большие средства.
Чтобы избежать этого риска, мы планируем усилить в новой редакции ФЦП ключевые моменты, которые связаны с едиными информационными ресурсами и системами это единый регистр населения, единый регистр хозяйствующих субъектов, объектов собственности, единая нормативно-справочная система, единые регламенты администрирования информационных потоков. Мы также намерены внедрять единые технические стандарты, то есть фактически создавать принципы информационной архитектуры, которые должны обеспечить возможность быстрого информационного обмена между информационными системами госвласти на различных уровнях.
Мы будем добиваться координации ФЦП, ведомственных и региональных программ информатизации, которые не везде четко сформулированы. Уровень использования информационных технологий должен подниматься в каждом из ведомств и, в конечном счете, обеспечивать решение общенациональных задач.
В то же время на настоящий момент мы пришли к избыточности информационных ресурсов из-за господства ведомственного подхода. Например, каждый человек в России имеет в разных информационных системах несколько индивидуальных кодов это номер паспорта, ИНН, индивидуальный номер пенсионного страхования, номер загранпаспорта, который есть не у всех и не совпадает с номером общегражданского паспорта и, кроме того, действителен ограниченное время, номер полиса обязательного медицинского страхования, который присваивается по индивидуальной схеме каждой лицензированной страховой компанией. Все эти системы содержат, в то же время, общую персональную информацию о гражданине и совершенно не могут взаимодействовать друг с другом, поскольку даже общая информация хранится в разном формате. Каждое ведомство присваивает номер по собственным правилам, возникает потребность хранить чуть не десяток документов и путаница, которая отбивает у человека всякую охоту общаться с властями.
В конечном счете, эффективное правительство должно соответствовать принципу «24×7» быть постоянно доступным с помощью информационных технологий для любого взаимодействия, не требующего личного присутствия человека.
Вопрос: Какие еще задачи являются приоритетными на этот год?
Ответ: К практическим задачам 2003 года можно отнести, прежде всего, максимально интенсивное развитие сети пунктов коллективного доступа к сети Интернет /ПКД/. Мы можем внедрять в органах власти сколь угодно совершенные решения по оказанию услуг населению и бизнесу через Интернет. Смогут ли люди воспользоваться этими услугами, если для доступа к ним будет необходимо потратить годовую зарплату среднего российского гражданина на приобретение компьютера.
Именно поэтому государство, наряду с развитием ИТ-систем в органах власти, должно предоставить гражданам возможность воспользоваться этими услугами без чрезмерных затрат. Наиболее интенсивно развитием пунктов коллективного доступа занимается ФГУП «Почта России», причем частично за счет собственных средств. За счет ФЦП создаются региональные узлы доступа, что служит основой для увеличения числа ПКД, которыми на сегодня оборудовано каждое десятое почтовое отделение в стране.
После вступления в силу 1 января 2004 года новой редакции закона «О связи» и принятия ряда подзаконных актов средства на обеспечение доступа в Интернет по всей территории России будут направляться и из фонда универсального обслуживания, так как в законе универсальная услуга связи предусматривает пункт коллективного доступа в Интернет в каждом населенном пункте с населением свыше 500 человек.
Другая основная задача не только обеспечить доступ во всемирную сеть для граждан, но и подключить к Интернету органы госуправления. В прошлом году Минэкономразвития собрало заявки на подключение к Интернету муниципалитетов, в результате чего выяснилось, что свыше четырех с половиной тысяч органов местного самоуправления не имеют никакого, даже модемного, доступа в Интернет.
Как известно, на днях завершился конкурс, который предусматривает подключение к сети Интернет федеральных структур власти. В конкурсе победило ОАО «РТКомм.Ру», которое выполнит до конца 2003 г ряд контрактов общей стоимостью 328 млн руб в 83 субъектах Российской Федерации по созданию более 300 узлов подключений к компьютерным сетям для подразделений восьми государственных ведомств, а также законодательных собраний ряда субъектов федерации.
Еще одно направление, которое является приоритетным в рамках ФЦП в 2003 г это поддержка развития телемедицины. Наиболее быстро развивается подобный проект в Чувашии, где сеть из трех пунктов уже развернута. В дальнейшем мы будем также интенсивно работать над созданием телемедицинских пунктов в других регионах, и в рамках мероприятий на 2004 г. мы будем разворачивать эти проекты очень широко.
Как раз здесь можно достаточно просто оценить прямой экономический эффект. Средняя стоимость поездки одного больного с сопровождающим на консультацию в Москву составляет тридцать-сорок тысяч рублей, включая стоимость проезда и проживания. Значительную часть этих затрат берет на себя региональный бюджет. Стоимость телемедицинской консультации приблизительно в десять раз меньше, даже с учетом потребности в широкополосных каналах связи.
Емкость российского рынка телемедицинских услуг к 2007 г может составить 0,65 1 млрд долл. Использование телемедицинских технологий позволяет сократить стоимость медицинского обслуживания за счет сокращения времени оказания медицинских услуг, экономии средств на транспортные расходы, уменьшения срока потери трудоспособности и уменьшения социальных выплат.
ПОЯСНЕНИЕ ОТ АГЕНТСТВА ПРАЙМ-ТАСС: Под телемедициной понимается комплекс организационных технологических и коммерческих мероприятий, обеспечивающий функционирование системы консультативно-диагностической медицинской помощи, при которой любой нуждающийся или врач, непосредственно проводящий обследование пациента, получает дистанционную консультацию от специалиста, используя специализированное оборудование и каналы связи.
Вопрос: Как идет взаимодействие заказчиков программы с регионами?
Ответ: Мы уделяем большое внимание развитию взаимоотношений с регионами, это еще один из приоритетов на 2003 г. Все проекты, которые имеют региональное значение, мы стремимся вести на основе долевого финансирования, по принципу один рубль от регионального бюджета, один рубль от федерального бюджета. Это, кстати, одно из возможных решений проблемы недофинансирования программы из федерального бюджета. Мы ведем интенсивную работу по налаживанию системного взаимодействия с регионами, на данный момент подписано более 10 соглашений с регионами о сотрудничестве и готовятся еще соглашения в рамках ФЦП «Электронная Россия».
Во время выставки «Инфоком-2003», которая пройдет в сентябре 2003 г, мы организуем расширенное заседание совета главных конструкторов по региональной информатизации, то есть тех, кто непосредственно отвечает за развитие ИКТ в регионах. Нам очень важно понять реальные проблемы региональной информатизации и наглядно продемонстрировать регионам те возможности, которые существуют в рамках ФЦП «Электронная Россия».
Вопрос: Как обстоит дело с финансированием программы в 2004 г.?
Ответ: Спрогнозировать в настоящий момент, сколько средств будет направлено на реализацию проектов ФЦП из федерального бюджета в 2004 г., я пока не могу. Объем финансирования программы за счет федерального бюджета в 2003 г составил 1,42 млрд. руб.
В ходе подготовки бюджетной заявки на 2004 г Минсвязи несколько изменило подход к ее формированию. Мы усилили предварительную работу с регионами и теми ведомствами, которые не являются заказчиками программы, но используют внедряемые в ее рамках решения. В результате после отсева мы включили в предварительную заявку проекты на общую сумму, превышающую 6 млрд руб, в том числе на принципах софинансирования с региональными бюджетами на сумму свыше 2 млрд руб. Однако в ходе согласования проекта федерального бюджета финансирование может быть сохранено в пределах показателей 2003 г или несущественно их превысить, как для всех федеральных целевых программ.
|