Северо-Западное пароходство подорожало после скандала
Капитализация компании достигла $155 млн.
Александр Краснов www.compromat.ru
23.08.2003
Северо-Западное пароходство (СЗП) вновь обрело стабильность. Благодаря продуманной организации, которую провел новый собственник компании, холдинг 'Корус', СЗП сумело увеличить объем грузовых перевозок, соответственно выросла прибыль компании и ее стоимость.
Прошлый год стал для крупнейшего в Европейской части страны пароходства по-настоящему кризисным. СЗП вышел в лидеры по числу аварий. Как рассказывал журналистам заместитель начальника государственной речной судовой инспекции (ГРСИ) Владимир Якутович, до трети от всех ЧП произошедших с судами во внутренних водах приходится именно на долю СЗП. У СЗП, на тот момент владевшего 224 судами, был самый старый флот среди всех судоходных компаний страны. Однако зарабатываемые пароходством деньги тратились не на обновление флота, а на поддержку других бизнесов крупнейшего акционера СЗП.
Собственно именно эта финансовая политика и стала причиной конфликта акционеров предприятия. Мажоритарный акционер, 'Национальная авиационная компания' (принадлежащая входящему в НПК заводу 'Северная верфь'), выступила против плана реорганизации пароходства предложенного миноритарным акционером 'Союз-Оптим Технологии Инвестиций' (СОТИ), чьи интересы представлял финансовый директор пароходства Андрей Гуськов.
Напомним кратко, как он развивался. Летом прошлого года на собрании акционеров пароходства представитель Минимущества проголосовал своими бумагами за кандидатов в совет директоров, выдвинутых от СОТИ. В результате миноритарии получили большинство мест в совете, а генеральным директором пароходства был назначен Андрей Гуськов. Новое руководство подготовило план реорганизации пароходства, предусматривающий в первую очередь привлечение значительных инвестиций, отказ от заведомо невыгодных контрактов (в том числе и на постройку силами завода 'Северная верфь' серии сухогрузов проекта 'Валдай').
Эти планы не устраивали мажоритарного акционера. Начались множественные судебные процессы, ответные иски, разбирательства с участием правоохранительных органов. Словом конфликт зашел в юридический тупик. Разрешил его Межпромбанк, получивший в управление, а далее и в собственность, половину мажоритарного пакета акций СЗП.
Судьба пароходства уже была предрешена. Новые владельцы СЗП срочно искали эффективного собственника. Грандиозный проект обновления флота за счет 'Валдаев' провалился. "Северная верфь" не смогли выдержать график сдачи сухогрузов и так называемая 'чешская схема' финансирования их постройки была свернута. Пострадали из-за этого и российско-чешские отношения, ведь используя схему лизинга этих судов предполагалось частично погасить госдолг РФ Чешской республике.
Эффективный собственник был найден. Им стал башкирский холдинг 'Корус', который уже владел к тому моменту судоходной компанией 'Волжское пароходство' ('Волга-флот').
Справка: 'Волга-Флот' (бывшее Волжское пароходство, базируется в Нижнем Новгороде) имеет более 300 судов, в том числе (помимо грузовых) 50 трех- и четырехпалубных пассажирских теплоходов и суда на подводных крыльях. 'Волга-Флот' . крупный акционер восьми судоремонтных заводов. В мае этого года сделка по продаже СЗП 'Корусу' была завершена.
Представитель Республики Башкортостан в Совете Федерации Игорь Изместьев, структуры которого контролируют 'Волга-Флот' заявил после завершения сделки журналистам, что его конечной целью является объединение двух пароходств. Первым заметным действием нового владельца стала подготовка крупного облигационного займа. В прошлом году 'Волга-флот' уже выпустила займ на 500 миллионов рублей. Займ, выпускаемый совместно с СЗП (оба пароходства являются поручителями по облигациям, а эмитентом выступит холдинг 'Корус') по словам директора по финансам и экономике ОАО 'Волга-флот' Вадима Гущина будет значительно больше первого по объему и срокам обращения. Кроме того, новый владелец избавился от низкорентабельных активов, что позволило компании сконцентрироваться исключительно на транспортной деятельности и за счет этого улучшить свое финансовое положение.
В связи с улучшением финансового состояния, выросла и стоимость компании. По оценке Андрея Гуськова, ее капитализация в июне достигала $155 миллионов. Воспользовавшись этим, группа СОТИ в начале лета продала принадлежащие ей 5,5% ценных бумаг СЗП новому собственнику пароходства. Сумма сделки не раскрывается. По словам Гуськова, эта сделка полностью соответствует инвестиционной стратегии его компании. Вырученные средства будут инвестированы в новый проект, который не связан с транспортным комплексом.
|