Свои лекарства приносят меньше денег, чем лицензионные
Фармацевтический парадокс
Джефф Дайер Ведомости
26.08.2003
ЛОНДОН - По данным нового исследования, фармацевтические компании в два раза больше зарабатывают на продаже лекарств, которые они производят по лицензии, чем на собственных разработках.
Компания Mercer Management Consulting опубликовала результаты исследования, из которого следует, что нормы прибыли для лекарственных препаратов, разработанных внутри компании, обычно оказываются выше, но при этом приток наличности от них меньше, чем от лекарств, лицензия на производство которых была приобретена компанией на завершающих стадиях клинических испытаний. Объясняется это просто: затраты на разработку новых препаратов, как правило, очень высоки.
Эти выводы тем не менее противоречат привычным представлениям, бытующим в фармацевтической отрасли, где до сих пор было принято думать, что на лекарствах, разработанных собственными силами, компания зарабатывает больше.
По данным исследования, с каждого $1 млрд, инвестированного в разработку собственных препаратов, компания получает по $14 млрд. При этом каждый $1 млрд, истраченный компанией на производство препаратов по лицензии, приобретенной на заключительных стадиях клинических испытаний, приносит ей $22 млрд.
Основная причина, по мысли авторов в том, что, несмотря на более высокую норму прибыли на собственные разработки, компаниям в любом случае приходится ждать по 10 лет, прежде чем препарат выйдет на рынок. Это, в свою очередь, создает большие скрытые расходы. Между тем согласно исследованию, проведенному в этом году специалистами консалтинговой компании Wood Mackenzie, в последние годы на рынке лицензий на лекарственные препараты отмечается спад. Это объясняется тем, что подорожали сделки по их приобретению на поздних стадиях клинических испытаний.
С другой стороны, снижение производительности лабораторий по разработке новых препаратов, отмечающееся в последние годы, породило слухи, что крупные компании придут к тому, чтобы вообще отказаться от исследовательской деятельности. Вместо этого они сосредоточатся на приобретении прав на препараты, испытания которых подходят к концу, на их маркетинге и продаже. В ответ на подобные утверждения руководители отрасли говорят, что никак не обойдутся без собственных исследовательских отделов. А иначе как они смогут определить, на какие препараты покупать лицензии у менее крупных компаний. (FT, 24. 08. 2003, Екатерина Кудашкина).
|