«Зайчик» борется за жизнь
Лукашенко не торопится вводить рубль в Белоруссии
Алексей Никольский
Анна Николаева
Александр Беккер
Игорь Воробьев
Ведомости
29.08.2003
Белорусский президент Александр Лукашенко отказался форсировать валютную интеграцию с Россией. В ответ на призыв Владимира Путина безотлагательно подписать соглашение о введении единой валюты Лукашенко заявил, что сначала требуется документально оформить единое экономическое пространство и подписать Конституционный акт. По мнению экспертов, экономического объединения России и Белоруссии не произойдет без достижения принципиальных политических договоренностей.
В среду Лукашенко выразил сомнение в том, стоит ли форсировать введение рубля в качестве единственного законного платежного средства Союза Белоруссии и России. Раньше Москва и Минск договорились о введении единой валюты с 1 января 2005 г. «Мы можем оказаться в положении второстепенного государства, и я этого боюсь», заявил белорусский лидер.
В ответ на это кремлевская пресс-служба сообщила, что Путин в специальном послании предложил коллеге «осуществить подписание [. .. ] Соглашения [о единой валюте] в ближайшее время». По мнению Путина, подготовка проекта «фактически завершена». «Сейчас принципиально важно сделать дальнейшие шаги, обеспечивающие выход на качественно новый уровень интеграционного взаимодействия, говорится в послании. Ключевое значение в этом плане имеет реализация нашей договоренности о переходе на рубль РФ (c января 2005 г. Ведомости) в качестве единой валюты РФ и Республики Белоруссия».
Лукашенко не стал тянуть с ответом. На встрече с председателем Нацбанка Белоруссии Петром Прокоповичем, который доложил президенту о получении из Москвы проекта соглашения, Лукашенко заявил, что введение российского рубля должно быть увязано с выполнением других договоренностей, предусмотренных Договором о создании Союзного государства. «Это касается создания единого экономического пространства и равных условий для субъектов хозяйствования и народов двух стран, принятия Конституционного акта Союзного государства, осуществления других мероприятий, которые до сих пор не выполнены», заявил белорусский лидер. Сотрудник Нацбанка Белоруссии напоминает аналогичную историю с введением в республике безналичного российского рубля. «Технически мы были готовы ввести его еще с 1 июля, но недавно президент вернул в экономические ведомства проект указа об этом с предложением еще раз взвесить все плюсы и минусы», говорит чиновник.
Источник в администрации президента России говорит, что в Кремле не расценивают слова Лукашенко как отрицательный ответ на послание Путина, а само послание не следует воспринимать как ультиматум. «Работа с Белоруссией будет продолжена, в том числе и по тем направлениям, о которых сказал белорусский президент», сообщил источник. Но вице-премьер правительства России Алексей Кудрин в конце июля говорил «Ведомостям», что соглашение о рубле нужно подписать как можно быстрее. Иначе, по словам Кудрина, перейти на рубль с 1 января 2005 г. , как договорились ранее президенты, Белоруссия не успеет по техническим причинам.
Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин все же надеется, что единая валюта будет введена, но признает, что это может занять много времени. «Сейчас не те времена, как в СССР, когда политбюро решало вопрос за один день. Сейчас экономика правит балом и многое предстоит согласовать», говорит Бородин.
Главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков считает, что дискуссия о единой валюте носит политический оттенок, поэтому обсуждать сроки введения единой валюты преждевременно до решения всех политических вопросов. Президент минского фонда Людвига фон Мизеса Ярослав Романчук объясняет реакцию Лукашенко на прессинг из Москвы тем, что Россия до сих пор не дала положительного ответа на ряд требований Минска. По его словам, Лукашенко требует заплатить Белоруссии за отказ от эмиссии собственной валюты $500 млн и увеличить поставки газа по внутрироссийским ценам с 17 до 30 млрд куб. м в год. «Но самое главное это политические вопросы, говорит Романчук. Лукашенко хотел бы либо на ротационной, либо на постоянной основе руководить Союзным государством».
Замминистра финансов РФ Антон Силуанов говорит, что условием введения рубля является выполнение Минском ряда мер: «Для снижения инфляции до российского уровня необходимо отказаться от эмиссионного финансирования белорусского бюджета, оптимизировать его расходы, поясняет Силуанов. Кроме того, должны быть унифицированы ставки таможенных пошлин». По словам Силуанова, Банк России и Нацбанк Белоруссии должны еще подписать два кредитных соглашения, одно из которых предусматривает выделение Нацбанку 20 млрд руб. на случай нехватки средств на его корсчетах.
|