Ахмед Местоев: «С каждым годом перечень экспортируемых из Казахстана товаров будет расширяться»
Василина ВАСИЛЬЕВА
www.finiz.ru 19.08.2003
Отношения России и Казахстана сегодня сильно выделяются на фоне других межгосударственных отношений в рамках СНГ. Наши страны и их лидеры все чаще выступают в качестве инициаторов новых форм интеграции, и за годы независимости казахстанцы и россияне, пожалуй, никогда не ощущали себя чужими народами. Недаром этот год в России объявлен годом Казахстана. И тем не менее какова ни была духовная близость россиян и казахстанцев, наши страны все-таки живут в новых условиях, где на первом плане лежат экономические отношения. А потому, чтобы они были крепче, надо научиться производить качественный продукт и выгодно им торговать.
Наверное, этими словами можно охарактеризовать идею крупномасштабной национальной выставки Казахстана, которая проходила на днях на ВДНХ, некогда места паломничества жителей и гостей советской столицы. Сегодня это место называется просто - Всероссийский выставочный центр. О том, что представил Казахстан россиянам на выставке, а также о перспективах торгово-экономических отношений самых близких соседей, рассказал торговый представитель Республики Казахстан в Российской Федерации Ахмед Местоев.
- Ахмед Якубович, столь яркого и масштабного мероприятия история ВВЦ не помнит с советских времен. По вашему мнению, насколько оправданны такие организационные и материальные расходы?
- Вы правильно заметили, что мероприятие по своим масштабам было грандиозным - не побоюсь этого слова. Уверяю: москвичам и гостям столицы было на что посмотреть. Мы постарались широко представить практически все сферы экономики Казахстана. Мы поставили перед собой цель - показать Казахстан во всем его многообразии. Самый большой интерес вызвали достижения страны последних лет. Все оценили, что это не советская "показуха" - они на самом деле реально отражают результаты десятилетия реформ.
- Все обратили внимание на то, что выставка была организована необычно...
- Для нас это был, по сути, первый серьезный выход "в свет" после распада Союза. Организаторы выставки сделали все, чтобы эта выставка не стала формальным мероприятием. Представьте себе, что на три дня 20-й павильон ВВЦ превратился в казахстанский аул - с юртами, "жителями" в национальных костюмах, которые не только развлекали гостей песнями и плясками, но и угощали деликатесами национальной кухни. Наши гости получили хорошее представление о достижениях республики не только в области экономики, науки и технологий, но и об истории и культуре народа, национальных традициях и кухне, современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
- Казахстан стал, наверное, первой постсоветской республикой, которая решилась показать себя на российском рынке?
- Конечно, этим мероприятием мы хотели показать, что собой представляет новый Казахстан. Привлечь не только потенциального российского потребителя, но и потенциального бизнес-партнера. По сути, выставка - это экономическая мини-карта Казахстана. На ней представили свою продукцию около 200 фирм и компаний из разных регионов страны. И это актуально, ведь, чего скрывать, часто из-за отсутствия информации российским бизнесменам приходится закупать аналогичный казахстанскому товар намного дальше и дороже.
Поэтому наши хлопоты абсолютно оправданны: не только деловые люди ближе узнали друг друга - вообще россияне вспомнили то, что за 12 лет успели подзабыть. И это значит, что наши люди станут чуть ближе друг другу. А по большому счету, хочу напомнить: торговля не разорила еще ни одного народа.
- Кстати о торговле. Удается ли восстанавливать разрушенные связи?
- Россия является крупнейшим торговым партнером нашей республики: в прошлом году торговый оборот между странами составил более 4 млрд. долларов. Из 89 регионов России 72 имеют экономические отношения с Казахстаном. По оценкам казахстанских экономистов, на Россию приходится 20% казахстанского экспорта и 50% импорта. На приграничную торговлю приходится до 70% товарооборота между двумя государствами.
Казахстан также входит в десятку основных внешнеторговых партнеров России. На самом деле такое положение дел неудивительно. Гигантская протяженность казахстано-российской границы и улучшение экономической ситуации в двух странах фактически автоматически привели к активизации отношений Москвы и Астаны, в том числе на уровне отдельных регионов государств-соседей, а также предприятий и различных отраслей экономики.
- Не поэтому ли в Москве недавно было открыто торговое представительство Казахстана?
- Конечно, это формальное свидетельство того, что не только политические, но и торгово-экономические взаимоотношения Москвы и Астаны пошли по восходящей. Отмечу, что это первое торговое представительство Казахстана, и оно открыто именно в России.
Наше торгпредство получило официальную аккредитацию и с июня приступило к активной работе. Его основная задача - расширить интеграцию и углубить торгово-экономическое сотрудничество Казахстана и России. Это говорит о намерениях казахстанского правительства развивать торговые отношения с РФ в долгосрочной перспективе. Мы очень серьезно работаем над поручением наших президентов по созданию единого экономического пространства. Россия для нас не только деловой партнер, но и огромный рынок сбыта нашей продукции. Мы вместе с российскими партнерами будем выходить на весь рынок СНГ.
- Вы серьезно начинаете осваивать российский рынок?
- Деятельность торгпредства также направлена на улучшение инфраструктуры продвижения казахстанского экспорта на российский рынок. Этому будет способствовать и создание казахстанского Дома торговли и инвестиций. Он будет объединять казахстанских экспортеров - предоставлять маркетинговое сопровождение, консалтинговые услуги и т.д. Также в планируется организовать таможенную площадку с целью консолидации грузов, их группировки в обоих направлениях, что приведет к снижению транспортных расходов и позволит предоставлять казахстанскую продукцию россиянам на условиях DAF. По этим вопросам сейчас активно ведется подготовительная работа с российской стороной. Проект Дома торговли планируется завершить к концу нынешнего года.
- Что, кроме нефти и газа, интересует российский бизнес в Казахстане?
- Действительно, нефтегазовый сектор Казахстана является весьма привлекательным для российского бизнеса. Однако в последнее время у него проявился интерес и к сельскому хозяйству, производству строительных материалов, машиностроению и переработке. В принципе российское присутствие в Казахстане традиционно широкое - казахстанцы используют либо опыт, либо капитал, либо товар, либо интеллектуальные наработки своего северного соседа.
Если обратиться к статистике, то в товарной структуре казахстанского экспорта в Россию, как и в прежние годы, основная доля приходится на минеральные продукты - 51%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (в основном зерно) составляют 19%, третье место занимает продукция химической промышленности (в основном химсоединения металлов) - 18 процентов.
Я убежден, что с каждым годом перечень экспортируемых из Казахстана товаров будет расширяться, ведь руководство нашей страны ставит задачу максимально снизить зависимость экономики от экспорта углеводородов и развивать современное высокотехнологичное и конкурентоспособное производство. С этой целью в Казахстане принята и действует Стратегия индустриально-инновационного развития.
|