А. и В. сидели на «трубе»...
Комсомольская правда
Евгений АНИСИМОВ
08.09.2003
Белоруссия пребывает в панике: Газпром отказывается поставлять в республику газ по внутрироссийским ценам. Вместо 30 долларов за тысячу кубометров придется платить по 50, как платит соседняя Украина. К чертям летит весь белорусский бюджет; жители республики забеспокоились о том, как они переживут предстоящую зиму; директора предприятий лихорадочно пересчитывают бизнес-планы...
Первое, что приходит в голову: Газпром это делает в отместку за слова и дела А. Лукашенко, который отказывается от введения российского рубля в качестве общей для двух стран валюты. Только-только он об этом заявил - бах, ультимативное письмо Газпрома о пересмотре цен на газ. Похоже на правду? Похоже.
Отчасти это и есть правда. Но не вся правда. Осложнение отношений между двумя братскими славянскими государствами начинаются всякий раз, как только возникают разногласия по поводу экспортного газопровода через территорию Белоруссии. Достаточно вспомнить эпизоды, когда прозвучали знаменитые фразы В. Путина о мухах и котлетах, которые должны быть отдельно (то есть об объединении государств и о судьбе отдельных политиков), а также предложение о проведении объединительного референдума в Белоруссии 'через голову' Лукашенко и о возможности вхождения суверенной республики в состав Российской Федерации на правах субъекта Федерации.
Смысл разногласий по поводу 'трубы' состоит в том, что Газпром оценивает белорусскую газотранспортную компанию 'Белтрансгаз' (БТГ) в один миллиард долларов, а Лукашенко - в пять миллиардов. Кроме того, Газпром хотел бы получить контрольный пакет, а Лукашенко хочет оставить его за Белоруссией.
Казалось бы, все это сугубо хозяйственные вопросы, которые никак не должны отражаться на процессе интеграции двух стран в единое государство. Но дело в том, что работу Газпрома курирует лично Президент России В. Путин. Не секрет, что он по нескольку часов в день занят исключительно проблемами газового монополиста. Белорусский президент А. Лукашенко прекрасно знает слабое место российского президента и беззастенчиво использует это в торговле за условия объединения.
Более того, Лукашенко сам процесс объединения ставит в зависимость от условий сделки по 'трубе'. Мол, вам нужна 'труба'? Берите, но взамен Белоруссия должна получить право печатать российские рубли. Или льготный таможенный тариф. Или еще что-нибудь. Как будто объединение государств нужно только России. Хотя Белоруссии оно нужно ничуть не меньше.
|