На рынке сотовой связи появился новый вид мошенничества
Дмитрий СОКОЛОВ
www.finiz.ru
10.09.2003
Те, кто раньше занимался отъемом денег у населения при помощи наперстков, теперь осваивают хайтек. Минувшим летом российские операторы сотовой связи столкнулись с новым видом мошенничества, жертвами которого стали уже тысячи абонентов. Самое невероятное в том, что изобретателями аферы оказались осужденные одной из подмосковных колоний.
Первыми факты мошенничества заметила служба безопасности "Би Лайна". Все случаи имели один и тот же сценарий: на телефон абонента поступал звонок, звонивший представлялся сыном (братом, другом, сослуживцем) абонента и взволнованным голосом сообщал, что только что он попал в аварию (сбил человека, задержан милицией, взят в заложники, застрял в лифте). Непривычное звучание голоса объяснял стрессовым состоянием, травмой, плохой связью. Почему звонок с чужого телефона? У моего сели батарейки (сломался во время аварии, отобран бандитами, потерялся в суматохе). Приходится звонить с чужого. Звонить придется много, поэтому надо пополнить человеку баланс. Далее следовала просьба купить карточку экспресс-оплаты на 10, 20, 50 и даже 100 долларов и продиктовать по телефону ее секретный код.
Мошенники демонстрировали хорошие знания психологии. Они делали все, чтобы не дать "клиенту" выйти из стрессовой ситуации, понимая, что способность здраво мыслить в состоянии шока притупляется. По ходу злоумышленники старались выяснить как можно больше о личной жизни жертвы - имена родственников, место проживания, все, чтобы не дать ей усомниться в том, что мошенник - именно тот, за кого он себя выдает.
Находясь в страхе и замешательстве, люди легко попадались на удочку. По словам руководителя директора по безопасности ОАО "Вымпелком" Константина Литвиненко, среди жертв лохотронщиков оказались сотрудники сотовых компаний и работники правоохранительных органов.
Распечатки звонков свидетельствовали, что преступники звонили наугад - по всем номерам подряд в порядке возрастания. Если же трюк не удавался, они просто вешали трубку. В среднем на каждые десять звонков приходился один удачный.
Сотрудники службы безопасности "Вымпелкома" установили, что все звонки мошенников были приняты одной и той же базовой станцией, расположенной в подмосковном Зеленограде. В зоне его покрытия есть лишь одна территория, населенная людьми, - колония общего режима. Расследованием занялось Управление собственной безопасности МВД и ГУИНа. Дело в том, что по закону осужденные не могут пользоваться личными средствами связи. Раз у них появились мобильники - значит, кто-то на это закрывал глаза.
- По всей видимости, первые несколько месяцев злоумышленники из-за решетки ограничивались тем, что пополняли баланс своих мобильных телефонов, - рассказывает Константин Литвиненко. - Но начиная с июля мошенничества стали приобретать более серьезный характер. Теперь злоумышленники просили своих "родственников" не только пополнить баланс, но и умудрялись раскручивать их на наличные деньги. После пополнения баланса следовал еще один звонок. Мнимый родственник облегченно вздыхал и сообщал своим "родственникам", что конфликт удалось уладить полюбовно - от пострадавших в ДТП (милиционеров, бандитов) удалось откупиться. Нужно лишь в условленном месте передать посредникам деньги. Далее называлась сумма от 300 до 1500 долларов.
Мошенничества продолжаются до сих пор. Правоохранительным органам лишь однажды удалось задержать злоумышленников. Это случилось в июле. Ими оказались трое молодых людей. Организатором мошенничества, как и предполагалось, оказался осужденный из зеленоградской колонии. Именно за решеткой он познакомился с одним из своих подельников, который теперь, находясь на свободе, исправно доставлял ему на зону долю от общей добычи.
Однако с тех пор случаи жалоб клиентов лишь участились. В неделю только дирекция по безопасности "Вымпелкома" регистрирует до десяти обращений. В действительности же их на порядок больше, так как злоумышленники не ограничиваются только абонентами "Би Лайна". Масштабы мошенничества достигли уже таких размеров, что теперь единственное эффективное средство борьбы с ним - бдительность самих клиентов.
|