Воровка на доверии
Экс-глава ОАО «СИТИ» Ирина Гаазе сделала состояние на бюджетных миллиардах. Теперь она не знает, как спасти свою свободу и деньги
Артем Грачев www.kompromat.ru
23.09.2003
Ирина Гаазе, по признанию тех, кто с ней работал, очень хваткий человек, когда речь заходит о наживе. ОАО «Сити» за долгие годы своего существования с трудом осилило строительство пешеходного моста и офисной башни, зато благосостояние Ирины Константиновны росло темпами, опережающими самые смелые прогнозы.
Первый и самый надежный источник дохода это бюджетные деньги. По признанию вице-мэра Москвы Иосифа Орджоникидзе, только напрямую город вложил в строительство 250 миллионов долларов. Еще около 300 миллионов ОАО «СИТИ» получило из кредитов, взятых Москвой у «Вестминстербанка» и турецкой фирмы «Конкурт Интернейшнл».
Добавим к этому еще почти 10 миллиардов рублей, полученных в рамках действующей в городе программы по стимулированию инвестиций, согласно которой компании, участвующие в возведении ММДЦ, получают льготы при оплате налога на прибыль. Получается внушительная цифра в почти что миллиард долларов. Куда же ушли эти деньги?
Самое забавное, что даже если верить официальной документации «СИТИ», то все равно непонятно, на что истрачена ровно половина. Скромненькая Башня-2000, по версии Елены Гаазе, обошлась в 300 миллионов долларов (хотя на эти деньги можно было построить целый квартал). Стоимость моста «Багратион» держится в секрете, но не мог же он стоить оставшиеся 600-700 миллионов?
Так куда же ушли украденные миллиарды рублей? Например, на банковские счета принадлежащих Елене Константиновне фирм:
Account № 890 0299 312 в Bank of New York, N.Y.
Account No 40702978000000000609 IMPEXBANK, Moscow
SWIFT code: IMPERUMM
Corresponding account No 499/08123 263/00/889
Dresdner Bank AG, Frankfurt
SWIFT code: DRESDEFF
Только по этим двум счетам прошло около 200 миллионов долларов (6 млрд. руб.). Наверняка были и другие.
Механизмы обогащения оттачивались годами. Например, при строительстве той же злополучной Башни-2000 из 12 договоров с подрядчиками только к одному была составлена смета с расчетом стоимости работ. Так вот, необоснованное завышение стоимости по этой смете 1 млн. 625 тыс. рублей. При том, что вся сумма сметы 1 млн. 817 тыс. руб.
Теперь можно представить, какие «откаты» Ирина Гаазе получала с остальных проектов. Так, смета на проект купола для аквапарка на территории Москва-Сити 20 миллионов долларов. А ведь столько стоит новый аквапарк целиком.
Часть украденных средств Гаазе вложила в недвижимость за рубежом. Так, ей принадлежит двухэтажный дом в центре Праги и «скромная» вилла на испанском побережье.
Другая часть пошла на «бизнес» в сеть магазинов подарков «Красный куб» (название украдено у знаменитого лондонского клуба Red cube теперь Click в котором президент «СИТИ» кутила во время одной из «командировок»). У Гаазе есть и магазины в торгово-пешеходном мосту «Багратион» (арендующих там площадь по льготным ставкам около 100 долларов за кв.м. вместо стандартных 500).
Опала
Головной компанией в проекте застройки Московского международного делового центра (ММДЦ) Ирина Гаазе руководила последние несколько лет сначала как первый вице-президент при Валерии Силине, а потом и в должности самого президента. Не удивительно, что в конце концов на ее деятельность обратили внимание правоохранительные органы.
С конца прошлого года позиции Гаазе заметно пошатнулись. Генеральная прокуратура активизировала следствие по уголовному делу о хищениях при строительстве. Президенту «СИТИ» пришлось общаться со следователями, а в помещениях дочерней компании ЗАО «Сити-Энерго» был проведен обыск.
В вину руководителям стройки века ставились махинации с газпромовскими векселями на сумму в миллиард рублей. Судьба их покрыта мраком во всяком случае, на развитие делового комплекса не попало ни копейки.
Прокуратура и раньше интересовалась тем, что происходит в «СИТИ»: нецелевое расходование средств там заметили еще в 2001 году, но вскоре прекратили. Скорее всего, потому, что московское правительство встало на защиту прежнего директора ОАО Валерия Силина (работавшего раньше в департаменте строительства столичной мэрии). Однако Силин ушел, а материалы УБОПа остались. Говорят, что сам Юрий Лужков изменил свое отношение ко всей возглавляемой ею шарашкиной конторе, потому что уголовное дело возобновили.
А спустя пару месяцев к расследованию присоединилась и московская Контрольно-счетная палата. Гаазе обвинили в том, что потенциал программы развития Сити был реализован в объеме менее 5 процентов. Также были выявлены серьезные нарушения установленного порядка разработки, составления и утверждения проектно-сметной документации.
Проще говоря: аудиторам не удалось получить у руководства ОАО «СИТИ» информацию, на что были потрачены бюджетные деньги и средства, взятые от инвесторов. А там, где какие-то сметы все-таки были найдены, выяснилось, что цена работ завышалась в несколько раз.
Ирина Гаазе не нашлась, что ответить мэрии. А на расспросы журналистов из деловой прессы промямлила, что «нужные документы предприятие подало несколько позже», и «многие нюансы при проверке учтены не были».
В апреле при избрании нового совета директоров сторонникам Гаазе досталось меньшинство мест. Логическая точка была поставлена в мае, когда президент ОАО «СИТИ» была уволена.
Претензиям к ней со стороны акционеров не было счету. Глава компании не могла ответить даже на элементарный вопрос о цене на акции (в то время, как они во всю торговались по 300-400 рублей, она взяла с потолка цифру 127 рублей) и не считала нужным хоть как-то отчитываться.
Было обнаружено, что активы ОАО выводились в сторонние структуры, что мужу Гаазе с легкой руки Ирины Константиновны досталось дочернее предприятие Сити ЗАО «Ситекс». Многие документы попросту бесследно исчезли (говорят, что за несколько дней до увольнения, подозревая о своей участи, Гаазе выносила «компромат» в бюстгальтере и трусиках надеясь, что в случае обыска на проходной ТУДА охрана не полезет).
После того, как ей указали на дверь, Ирина днями просиживала в баре Red code, находящемся в чуть ли не единственном завершенном проекте Москва-Сити Башне 2000 на набережной Тараса Шевченко. Из окон бара Гаазе смотрела на вырытый под ее руководством гигантский котлован. И, вспоминала о том, КАКИЕ ДЕНЬГИ проходили через ее руки.
Возможно, не столько само увольнение, сколько возможные его последствия стали причиной недавнего нервного срыва. Бежать за границу бесполезно даже самый извращенный ум не сможет доказать, что она политический иммигрант. Поэтому по первому же запросу в «Интерпол» Гаазе выдадут на родину.
Чем теперь занимается Ирина Гаазе? Профессионально она полный ноль, и вряд ли кто-то решился бы взять ее на серьезную должность. Ведь умение воровать у собственной компании ценится только в государственных структурах. А прокладывать себе путь наверх с использованием собственного тела госпоже Гаазе уже поздно. Ведь ей, несмотря на многочисленные «подтяжки» уже давно не 20 лет. Но выручил первый заместитель мэра в правительстве Москвы Олег Толкачев, пристроив-таки на государственную должность в мэрии Москвы.
Вот сидит она теперь в новом кабинете и ждет, когда на запястья оденут наручники. В голову приходят мысли о том, какая жизнь на зоне и как она отличается от вечеринок в закрытых клубах.
|