Ленд-лиз по-волгоградски
Николай Клеточников www.kompromat.ru
24.09.2003
За семь лет Волгоградская область была превращена в финансовую и оздоровительную базу чеченских сепаратистов. Следы ведут в Госдуму.
После очередного теракта, совершаемого в нашей стране, отечественные правоохранители дружно удивляются: а как же боевики смогли проникнуть на территорию России? Далее следует фаза затяжного расследования, происходящая на фоне межведомственных разборок, и выясняется, что боевики пробрались в страну в каких-нибудь мешках из-под капусты или в ящиках для апельсинов. Звучит смешно. Настоящие бандиты давно разгуливают по стране с российскими паспортами. Не фальшивками, а такими же, как у нас с вами. Да и с чего бы им "подставляться" с поддельными документами, если настоящие они получают прямиком из рук отдельных функционеров той самой власти, которая затем так активно их ловит.
Последняя история из этой серии случилась в Волгограде. В 1998 году из паспортного стола Красноармейского района города бесследно исчезает сотня незаполненных бланков паспортов. На след корочек вышли не сразу. После проведения очередной спецоперации по захвату бандформирования в Чечне было задержано несколько, как принято говорить, активных членов бандформирования. Каково же было удивление эфэсбэшников (а в тот момент руководство контртеррористической операцией лежало на ФСБ) когда выяснилось, что у большинства из задержанных оказались российские паспорта. После несложной проверки выяснилось, что это те самые документы, которые пропали в Волгограде. После серии допросов плененных сепаратистов выяснилось, что корочки им передал некий человек, по его же словам, работающий на г-на Галушкина. Выяснить, что это за загадочный Галушкин не составило большого труда. В Волгограде был только один человек с такой фамилией. То есть людей с такой фамилией в городе и области было прописано несколько десятков, но только один занимал положение, позволяющее каким-либо образом повлиять на сотрудников паспортного стола. Сомнения чекистов растаяли окончательно, когда были подняты материалы, подтверждающие давнюю дружбу вышеозначенного господина и чеченских сепаратистов.
Господин этот оказался не кем иным как депутатом Государственной Думы, а в прошлом и - внимание! - вице-губернатором Волгоградской области, Василием Ивановичем Галушкиным.
Из дружбы тезки прославленного комдива, с не менее горячими парнями из горных аулов, секрета никто не делал. Сам Галушкин неоднократно хвалился своей дружбой с известным полевым командиром Шамилем Басаевым. Последний, по сведению правоохранительных органов, не раз посещал вотчину вице-губернатора (а в том, что Галушкин считал вверенную ему Волгоградскую область своей вотчиной, сомневаться не приходится, но об речь пойдет ниже). И если в последние годы, с момента начала второй чеченской компании, визиты носили конспиративный характер, то в середине девяностых, после подписания Хасавьюртских соглашений Басаев не только не скрывал своих встреч с Галушкиным, но и бывал у него на официальных приемах.
Благодаря такой протекции чеченцы имели мощные позиции в экономической сфере региона. Благоприятный финансовый климат для разного рода сомнительных сделок подкреплялся еще и тем, что все "схемы" реализовывались через "свой" банк, которым для вице-губернатора, давным-давно стал местный филиал столичного "Альфа-банка".
Становление волгоградского "Альфа-банка" как "уполномоченной" кредитно-финансовой организации для реализации сомнительных сделок, заслуживает отдельного рассказа.
В 1996 году в области прошли очередные выборы на пост главы администрации. Победил Николай Максюта. Хозяйство Николаю Кирилловичу досталось, мягко говоря, аховое. Огромные долги самой области (приближающиеся к триллиону рублей!) плюс задолженность по зарплатам бюджетникам (еще 200 миллиардов). Несмотря на хорошую финансовую коньюктуру новое руководство области пошло путем наименьшего сопротивления - не зарабатывать деньги, а взять их взаймы. Тут то и появился на горизонте "Альфа-банк". С этого момента ни одно серьезное событие в области не обходилось без его участия. Первым шагом "Альфа-банка" на волгоградской земле, как пишет корреспондент газеты "Областные вести" Андрей Харитонов, стало выделение области кредита на сумму в 50 миллиардов рублей. Договор, от имени администрации, заключает Василий Галушкин. Официально объявляется, что полученные от банкиров деньги пойдут на выплаты зарплат бюджетникам. Оставим в стороне тот факт, что сумма долга перед бюджетниками на тот момент в четыре раза перекрывала сумму кредита - может, администрация рассчитывала выплатить лишь часть зарплат. Правда, и такой благостный сценарий не объясняет, где она (власть) собиралась взять оставшиеся три четверти долга:
Однако самая соль сделки в другом. Кредиты же не даются просто так, не стал исключением и этот случай: в обеспечение 50 миллиардов "Альфа-банку" было передано имущество промышленных предприятий области.
Стоит ли говорить, что ни на какие зарплаты деньги не пошли - просочились как песок сквозь пальцы. В каких направлениях - вопрос к правоохранительным органам. А тут и время возвращения кредита подошло. Денег же как не было, так и нет. Что делать?
Что делать - решил вице-губернатор Галушкин. В области создается филиал "Альфа-банка", его руководителем назначается близкая г-ну Галушкину Татьяна Алешина. После чего филиал выкупает долги области.
Дальше начинается самая захватывающая (для "Альфа-банка") часть истории. При содействии г-на Галушкина через банк, одна за одной, проводятся операции по банкротству и последующей перепродаже предприятий области. Чтобы система не давала сбоев, к реализации схемы "банкротство-продажа" привлечен местный полит-бомонд: председатель Арбитражного суда (он составляет списки "убыточных" предприятий); начальник областного Управления юстиции (в спорные моменты подтверждает "законность" банкротств); руководитель Службы судебных приставов (ну, зачем этот - и так ясно).
Но, все вышеописанное, как принято говорить - "белая" сторона деятельности волгоградского филиала "Альфа-банка" на территории Волгоградской области. Есть и "черная".
Тут мы возвращаемся к тому, с чего начали эту историю: дружбе г-на Галушкина и Шамиля Басаева. Дружили-то на финансовой основе - значит, без банка не обойтись. Под якобы коммерческую деятельность Галушкин получает от "Альфа-банка" кредиты, которые, по сведению правоохранительных органов, вполне могли идти на закупку техники, средств связи и продовольствия для засевших в горах сепаратистов.
Этаким, ленд-лизом по-волгоградски, дело не ограничилось. В том же 1998 году, когда из Красноармейского ОВД исчезли бланки паспортов, между Чечней и Волгоградом организуются регулярные авиарейсы. Из Волгограда в Чечню самолеты доставляют ту самую технику и продовольствие, а вот обратно (видимо, чтоб не гонять порожняком) на бортах в Волгоград прилетают чеченцы очень похожие на боевиков. На отдых:
Звучит фантастически, нереально, но, увы, факты, подтверждают каждое из написанных здесь слов. Так, например, совладельцем агропромышленной корпорации, через которую шли поставки продовольствия в Чечню был все тот же "Альфа-банк".
Или другая история. В том же, злополучном Красноармейском районе города, сотрудники правоохранительных органов задерживают "КамАЗ", по документам следующий в Чечню. В кузове изумленные милиционеры обнаруживают несколько одноместных спортивных самолетов. Конечно, поднимается большой шум, но он быстро заканчивается. Сразу, после того как высокопоставленный сотрудник местного УФСБ (протеже Галушкина) приказывает отпустить "КамАЗ" ссылаясь на приказ из столицы. И хотя самолеты уходят в Чечню, документы-то проверили, а них все те же "лица": финансирование транспортировки самолетов и их покупка осуществлены через московский "Альфа-банк".
Странно, что история большой дружбы Василия Галушкина и чеченских боевиков, длящаяся уже более семи лет, до сих пор не получила официальной оценки со стороны правоохранительных органов. И если на местные, Волгоградские, спецслужбы надежды мало. Слишком сильна коррупция в данном регионе. То, что ж зевает Москва? Чем занимается та же Генеральная прокуратура? Или все вышеприведенные факты недостаточны для начала серьезного расследования?
|