Искусство вместо акций
Пока фондовый рынок падает, инвесторы зарабатывают на арт-рынке
Михаил Оверченко
Ведомости
26.09.2003
Трехлетнее падение котировок акций ведущих мировых компаний повысило интерес инвесторов к произведениям искусства. Ведь они могут принести не меньший доход, чем растущий фондовый рынок. Но покупка картин, скульптур, фотографий с целью извлечения дохода не менее рискованна, чем вложения в акции. Впрочем, в худшем случае незадачливый инвестор сможет получать эстетическое удовлетворение от своих приобретений.
Произведения искусства уже давно стали чем-то большим, чем просто творениями человеческого гения. Они обросли социальными функциями - просветительскими, культурными, инвестиционными. Картина известного (или модного) мастера в доме придает ее владельцу вес в глазах окружающих. Собственные собрания есть у многих компаний: одну из крупнейших корпоративных коллекций в мире, насчитывающую более 20 000 экспонатов, собрал банк J.P. Morgan, начавший покупать произведения современных художников более 40 лет назад, в 1962 г.
Кому война, кому мать родна
"[Начавшееся в 2000 г. ] падение на фондовом рынке усилило интерес к материальным активам, и инвесторы стали искать альтернативные объекты для инвестиций на арт-рынке", - говорит Мэри Хевелер, начальник отдела инвестиций в произведения искусства Citigroup Private Bank в Нью-Йорке.
По словам экспертов, практически все аукционы последнего времени привлекали значительное число покупателей, готовых выложить хорошие деньги. Хорошо сейчас идут модернизм и классика современного искусства - поп, минимализм, абстрактный экспрессионизм: Пабло Пикассо, Пит Мондриан, Фернан Леже, Александр Калдер, а также американские художники послевоенного времени - Энди Уорхол, Рой Лихтенштайн, Марк Ротко, Джаспер Джонс. Например, в мае картина Ротко "N 9" ( "Белое с черным на красном") , написанная в 1958 г. , была продана на аукционе Christie's за рекордную для этого художника сумму $16,4 млн. А написанную в 1990-е гг. картину Вии Цельминьш "Без названия (Океан) " купили за $545 600, хотя эксперты оценивали ее в $200 000 - 300 000.
По словам Карла Швейцера, начальника отдела инвестиций в произведения искусства в базельском отделении банка UBS, хорошо продаются картины импрессионистов - Сезанна, Моне, Ван Гога, Дега, Мане, Писсаро, Сислея, а также работы четырех немецких фотографов - Андреаса Гурски, Томаса Руффа, Томаса Штрута и Кандиды Хефер.
Ведущие инвестбанки - Citigroup, UBS, Deutsche Bank, J.P. Morgan Chase, - а также аукционные дома Sotheby's и Christie's консультируют инвесторов, желающих приобрести произведения искусства. Все они говорят о росте интереса к таким инвестициям, особенно со стороны очень богатых людей. В нью-йоркское отделение J.P. Morgan Chase недавно обратился американский предприниматель, продавший свою компанию и желавший вложить в искусство миллионы долларов; эксперты банка посоветовали ему купить произведения 1960-х гг. А Deutsche Bank с гордостью представляет консультанта Алистера Хикса, который сказал клиенту, что настало хорошее время для продажи картины ирландского художника Джека Йейтса, купленной несколько лет назад за 120 фунтов стерлингов ($200). Она была продана на аукционе за 1,2 млн фунтов ($2 млн).
По словам Хикса, Deutsche Bank консультирует клиентов по широкому спектру покупок, включая мебель, картины, ковры для дома. "Если покупка превышает определенную сумму, скажем 2 млн фунтов ($3,3 млн) , она неизбежно становится инвестицией", - говорит он.
"Главное - вовремя отскочить"
Так говорил в одном из фильмов герой Арнольда Шварценеггера. Вкладывая в искусство, как и в другие активы, важно удачно выбрать момент - как для покупки, так и для продажи. На арт-рынке бывают и свои пузыри, и провалы.
В конце 1980-х гг. бум спровоцировали японцы: заработав огромные деньги на операциях с недвижимостью и акциями, неискушенные инвесторы из Страны восходящего солнца взвинтили цены на произведения искусства. Пенсионный фонд компании British Rail в начале 1970-х гг. вложил 40 млн фунтов ($66,3 млн) в произведения искусства и продал их в конце 1980-х. Аудит фонда показал, что эти инвестиции оказались доходнее большинства других его вложений. Но главное - фонд вовремя продал свою коллекцию: в начале 1990-х, после того как лопнул пузырь на рынке акций и недвижимости Японии, арт-рынок рухнул.
Профессора Нью-Йоркского университета Дзянпин Меи и Майкл Моузес проанализировали динамику цен на предметы искусства за два века. Выяснилось, что с 1952 по 2002 г. инвестиции в них принесли 13% годовых - больше, чем американские акции, облигации и векселя. По мнению Швейцера из UBS, это отражает рост благосостояния после Второй мировой войны.
Но в истории арт-рынка есть и провальные периоды, что делает произведения искусства одним из самых рискованных инструментов для инвестиций. По данным UBS, с середины 1970-х по конец 1990-х гг. вложения в искусство принесли меньший доход, чем рынки акций и облигаций. То же самое получилось и за 190 лет с 1810 по 2000 г.
Беспроигрышный вариант
"Мы не пропагандируем инвестиции в искусство; есть другие инструменты, приносящие более предсказуемый доход, - говорит Хевелер из Citigroup Private Bank. - Можно спекулировать и делать хорошие деньги, но лучший инвестор - серьезный коллекционер". Для инвестиций в арт-рынок его нужно знать, иметь хорошего консультанта и долгосрочную стратегию. Но и это не может гарантировать успех, ведь ситуация на рынке зависит от субъективных факторов - моды, вкуса.
Кроме того, арт-рынок - это фактически несколько десятков разных рынков, каждый из которых имеет собственные особенности. "Рынок современной живописи [с картинами] в $5 млн - это совсем не то же самое, что рынок современной живописи [с картинами] в $100 000, - говорит Марк Портер, управляющий директор по международным операциям Christie's. - На каждом рынке свои основные участники, спрос и предложение, спекулянты, коллекционеры".
Но финансовая выгода - не единственная причина для покупки понравившейся работы. Некоторые покупают произведения искусства, чтобы повысить свой социальный статус, получая "эмоциональные дивиденды", отмечает Швейцер. "Подавляющее большинство людей покупают произведения искусства, потому что те им нравятся и они хотят обладать ими; люди не покупают картины, чтобы продать их через месяц", - говорит он. (Использованы материалы WSJ, FT. ).
ПАМЯТКА ИНВЕСТОРУ: Желающие заработать на произведениях искусства должны помнить, что это очень рискованный вид инвестиций - если только речь не идет о шедеврах, которые редко попадают на открытый рынок, или работах признанных авторов. Картины и скульптуры не приносят дивидендов, могут быть дороги в хранении и обслуживании, наконец, привлекают воров. Это долгосрочные вложения: некоторые работы можно будет продать с выгодой не раньше чем лет через 10. Цена работ автора возрастает после его смерти.
Произведения искусства - неотъемлемый признак благосостояния и богатства. Великие работы дорожают от года к году, от века к веку. Как говорит Марк Портер из аукционного дома Christie's, "Пикассо был Пикассо и в 1920-е гг. , и сейчас; а Пенсильванская железная дорога была железной дорогой в 1920-е гг. , а сейчас ее просто не существует".
|